Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
№10 Выпуск 103
октябрь 2018 г.

У наших соседей

ОРДИНСКИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ. Старинное село Ордино известно ещё с ранних средневековых времён. Начало его лежит ещё во временах Угличского княжества и древнего Угличского уезда, продолжается в составе Мышкинского уезда, а сейчас с двадцатых лет прошлого века оно снова в угличских административных пределах. Его советская известность больше всего связана с активной созидательной деятельностью замечательного председателя колхоза В.А. Багдасарьяна.

Тогда Василий Аршакович создал село и прилегающую деревню Воронцово едва не заново – построил новые сельскохозяйственные производственные помещения, школу, Дом культуры, целую улицу новых домов для жилья колхозников, колхозный музей. И даже первым и единственным в нашей области отреставрировал церковь. А ещё проложил сюда прекрасную асфальтовую дорогу сквозь дотоле совсем непроезжий лесной массив.

В его колхозе успешно разрабатывались и применялись новые методы организации труда, о которых в иных местах ещё и не слыхивали. Смелый хозяйственник, горячий организатор Багдасарьян брался за дела, которые в других местах казались людям совсем невыполнимыми и даже вполне фантастическими. Так он создал в Ордине и Воронцове колхозный лечебный профилакторий, в Ордине открыл выставочный зал, для создания музейных экспозиций привлёк ярославских профессиональных оформителей. И все это у Василия Аршаковича хорошо получалось.

Не получилось, пожалуй, лишь одно единственное дело, он не смог победить на первых выборах в новый Верховный Совет новой России. Тогда избиратели отдали предпочтение А.Н. Грешневикову (и не изменили своего выбора до сих пор).

Но нужно отдать справедливость отважному ординскому председателю – он вёл выборную борьбу очень достойно, честно и мужественно. Да, мужественно, ведь от местных мышкинских коммунистов он почти не получил поддержки, на которую был вправе рассчитывать и которую они ему сперва горячо обещали. Свою выборную компанию он вёл едва не в полном одиночестве и вновь снискал наше общее уважение своим гражданским достоинством.

МЕЧТЫ И ИДЕИ. Воплотив в жизнь все свои созидательные ординские замыслы, Багдасарьян, казалось, даже немного утратил цель своей творческой работы. Колхоз к тому времени получил новое мощное энергоснабжение, новый хозрас-чётный метод работы, в его отреставрированном храме проходили богатые художественные выставки, в новом ДК звучали эффектные концерты. И сюда приехало много нового народу, в том числе из очень дальних мест и по национальному признаку это был яркий интернациональный коллектив!

Но каких-либо ещё качественно новых целей быть уже и не могло. В тогдашних условиях круг возникших идей был совершенно исчерпан. И люди, хорошо знающие Василия Аршаковича, с долей сочувственной иронии говорили, что «Аршакович заскучал!» И что ему, наверно уже неинтересно работать на достигнутых уровнях.

Может быть, так и шла часть жизни. Людям такого рода нужна жизнь полная подвигов, а не один лишь спокойный размеренный труд. Пусть он даже и приносит отличные результаты, но мало его для полноты жизни и для душевного огня… И Багдасарьян много времени стал уделять советской гражданской работе на самых разных уровнях – от районного до всесоюзного, до активного участия в Советском Фонде Мира и иных видных структурах.

Но! Но порой осеняли его и местные, совершенно неожиданные идеи. И одна из них была идеей мышкинской. Василий Аршакович давно приглядывался к нашей тогдашней горячо увлечённой музейно-краеведческой практике, нашему неумелому, но истовому созданию Народного музея. И он не ошибся, разглядев в нас людей одной с ним «группы крови». И пожелал принять участие в этом деле, придав ему финансовую силу и межрайонный размах. Вот как это было.

Однажды он позвонил в редакцию, где я работал, и предложил встретиться по музейным вопросам. Он сам приедет в Мышкин, получит личное представление о нашем деле и мы вместе подумаем об его развитии. И они приехали, сам ординский Хозяин и его молодой колхозный парторг Павел Николаевич Голосов. Оглядели наш ещё очень бедный самодельный музей и разговорились об его будущем.

Оказывается ординский мечтатель привёз нам, прямо, сказочное предложение – стать филиалом их колхозного ординского музея. При этом нашему ребячьему музею выделялись бы определённые средства и даже средства на одного освобождённого работника. После этого он планировал привлечь к посильному финансированию нашего учреждения и ведущие колхозы Мышкинского района, с тем, что у нас будут создаваться большие и содержательные экспозиции об их истории и современности. Это будет небывалый в Советском Союзе межрайонный музейный комплекс!

За экспонатами дело не встанет, будет изыскано все – от давних документов до старых сельскохозяйственных машин. От редких фотографий до уникальных воспоминаний. И массовая работа пойдёт широчайшая – от детских экскурсий до лекций лучших колхозных руководителей. Мы станем небывалым, уникальным центром, с которым уверенно выйдем в большой туризм. И массовая посещаемость будет гарантирована и Мышкину и Ордину! Во все верховные инстанции для этого дорога будет проложена, это он возьмёт на себя!

Вот с такой идеей тогда приехал в Мышкин знаменитый ординский реформатор, неустрашимый хозяйственник и славный мечтатель Василий Аршакович Багдасарьян.

Что мы ему ответили? Мы отказались от его предложения. И не только потому, что не хотели быть филиалом ординского музея, исполненного вполне официально и трафаретно. Нет, мы при всей своей тогдашней нищете очень высоко ценили и свою великую самостоятельность и своё неповторимое «мышкинство». И избрали путь долгих десятилетий великой материальной скудности, но всё же ведущий к большому туризму и к немалой известности другого содержания и другого характера.

ДЕЛА И ЛЮДИ. В России (а тем более в ее провинциальных местах) очень многое зависит не только от материальных условий, а и от отдельных ярких и сильных людей. И пока есть во главе дела такой человек, это дело сияет, увлекает и движется вперёд. А как отойдёт он от дела, так и начнутся и спад движения, и затухание славы, и угасание известности. Так случилось и в Ордине. После долгих лет геройских трудов ушёл Василий Аршакович на заслуженный отдых, а с ним вместе ушло и многое, чем светилось и славилось Ордино. И в нем не стало ни выдающихся достижений, ни яркого «Интернационала» людей из разных краёв страны, ни даже своего поселенческого «суверенитета». Теперь здешние территории стали частью большого, не слишком единого Отрадненского поселения. (Посёлок Отрадное находится вблизи шоссе Углич-Мышкин, отнюдь не близко от долины реки Кадка).

И не сказать, чтобы в Ордине дела стали плохи. Нет, они не стали плохими, но они стали обычными для многих других мест Ярославии и всей России. Однако! Однако есть здесь весьма интересные новости.

ЭПОХА АБРАМОВА. Владимир Александрович Абрамов, неоднократный глава Ординского поселения. Кандидат наук, опытный руководитель он оценил значимость Ордина как безусловного центра отдалённых кацких мест, его скромную, но приятную красоту, его недавнее славное прошлое. И пожелал помочь ему сохранить себя среди нерядовых мест Угличского района и всей Ярославии. И немало постарался для этого, создав целую череду примечательных дел. Кратко коснёмся каждого.

* * *

ПАМЯТНИК. Им отметили место предполагаемого ординцами боя с татарами в 1238 году. Эффектный крест, благоустройство террито-рии, уход за ней – все выполнено сельской адми-нистрацией при замечательном участии депутата областной Думы А.В. Ремезова. И всем этим Ордино сумели ввести в круг мест, прикосновенных к трагическим событиям монгольского нашествия.

ФЕСТИВАЛЬ. Он имеет характер единящий многочисленные народы России и собирает на свои двухдневные мероприятия делегации землячеств из Ярославии и других мест. Яркие национальные костюмы, яркая незнаемая нами речь, яркие выступления (от фольклорных до исторических боевых реконструкций). Фестиваль опирается на наличие памятника событиям XIII века, на местные легенды и на последовательную активность сельской администрации.

Момент ординского фестиваля.

АЛЬБОМ. Его издали богатым и красивым, посвятив примечательным местам нижней Кадки. Он включил сведения об этой местности, лучшие виды ее и литературное творчество «кацкого Твардовского», Павла Николаевича Голосова. Издание получилось внешне эффектным и в своём роде единственным.

РОК-ФЕСТИВАЛЬ. А это ещё одно дотоле небывалое кацкое событие. На Кадку съезжаются музыкальные коллективы, исповедующие современ-ные вкусы и подходы к музыкальной культуре. Здесь бывает столько же нового, сколько и необычного.

КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ. А вот это особенно интересно и смело. Поскольку кацкий багдасарьяновский «Интернационал» привлёк на Кадку ряд посланцев иных национальностей… Поскольку здесь проходит Фестиваль дружбы народов России… Поскольку эта работа становится уже традиционной… То почему бы не заявить о создании национально-культурной автономии?!

Так и сделали, и она создана в пределах района, а ее «штаб» и ее руководители здесь, на Кадке. Когда-то мысль о культурной автономии населения долины этой реки выдвигал С.Н. Темняткин, но эта мысль не была принята им самим к реализации. А вот в Ордине это сделали. Правда, совсем по иному заострив и направив такую идею. Но сделали.

ОРДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Они, конечно, краеведческие. И они входят в число мероприятий фестиваля дружбы народов, как составная часть. Проходят они один день. Собирают участников из Углича, Ярославля, Мышкина, Мартынова. Их труды ежегодно издаются отдельным сборником. Мы постоянно участвуем в этих чтениях, потому что это одно из соседских мероприятий.

И, конечно, потому что здешняя территория – это местность старинного Мышкинского уезда, и нам там есть о чем говорить и думать.

И НЫНЧЕ мы участвовали. Желающих участвовать было много, особенно из Углича. Нас мышкинцев особо привлёк доклад угличанина Валерия Германовича Курочкина. Он был посвящён советскому полярнику И.А. Копусову, уроженцу Мышкинского уезда. Мы ещё ранее угличан обращались к этой теме. В №19(25) за 2017 год «МЛ» мы давали большой материал о славном земляке. А на ординских чтениях мы поддержали мысль В.Г. Курочкина о создании книги про Копусова. И предложили Валерию Германовичу участие по этой теме в нашем журнале «Мышкинская Лоция».

Народный музей

ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАДИО нередка обращалось к работе нашего учреждения. В его программах отражались создание нашего единственного в Ярославской области музея под открытым небом, активная краеведческая работа, деятельность нашей Академии краеведения, раскрытие нами вопросов верхневолжского тютчеведения. А за последний год мы неоднократно участвовали в радиоперекличке провинциальных музеев России.

На этот раз сотрудников российского радио интересовал характер нашей работы в современных условиях с детскими коллективами, с группами иностранцев, с организациями краеведов. Привлекали внимание наших гостей и вопросы взаимодействия нашего комплекса с властными структурами. Для подготовки передачи по всем этим темам к нам приехала ведущая ряда популярных программ Людмила Васильевна Борзяк, и наше творческое общение было содержательным.

МУЗЕЙ «МАХАЕВ ДВОР» получил некоторое обновление своих экспозиций. Здесь уделили внимание теме одной из купеческих семей нашего города, купцам Свешниковым. В работе с этой темой много помог один из старейших краеведов Г.И. Махаев.

САМЫМИ ДАЛЬНИМИ нашими гостями в сентябре были китайские группы. Их участники неплохо владели русским языком. Из наших объектов самым своеобразным они назвали музей великого водочника П.А. Смирнова.

К НАМ нередко обращаются потомки старинных мышкинских фамилий за помощью в сборе сведений о предках. Осенью к нам обратились потомки купцов Сухановых и Столбовых, а также потомки купцов Сивохиных, происходивших из шипиловской округи.

К ЗИМНЕМУ СЕЗОНУ готовятся все объекты нашего комплекса. Проверяется каждая отопительная система, каждая котельная, это делает наш теплотехник А.К. Перов. И проходит возможное утепление всех зданий. И даже расширяется число тёплых помещений, этим занимается наша «ремонтная группа» - Н.А. Кирюшин и И.Н. Фирищак.


Культурная жизнь

КАК РОЖДАЮТСЯ ФИЛЬМЫ

Мышкин об этом знает не понаслышке. У нас проходили съёмки десятков художественных и документальных кинокартин. Здесь работали многие знаменитые кинорежиссёры, снимались многие замечательные артисты, осуществляли свои проекты многие известные киностудии. Конечно, гордостью всех нас был, есть и будет самый популярный (и самый кассовый!) фильм советской кинематографии – «Родная кровь». Этот глубоко сердечный и душевно искренний рассказ о судьбе двух людей, нашедших друг друга в горестные военные годы, всегда будет вызывать радость и слёзы зрителей, а для мышкинцев навсегда останется самым близким и любимым.

Недавно ярославское телевидение вновь обратилось к этой теме и показало сюжет из Мышкина с участниками тех незабываемых съёмок. «Родная кровь» открывала прекрасную череду многих известных кинофильмов, снимавшихся у нас. Здесь, в Мышкине создавались кинофильмы о Великой Отечественной войне и о послевоенной мирной жизни, о русском старинном быте и о нынешнем жизненной укладе, эти работы выполняли и наши кинематографисты и иностранные коллективы. История участия нашего города в киноискусстве уже велика и богата. И ей даже посвящена отдельная книга. Это «Мышкин – кинообраз провинции» (М. 2012) ее написал наш земляк, общественный директор Народного музея О.Б. Карсаков.

И наше участие в кинематографических трудах продолжается. Так нынче к нам обратились коллективы, создающие кинокартины об русском обществе 50-х лет прошлого века, о русской провинциальной культуре, о судьбе российских малых городов. Обращался к нам за нашим участием известный режиссёр Алексей Бурыкин, который вёл съёмки кинофильма об известном современном поэте Юрии Кублановском. Съёмки ленты запланировали в Калязине, Угличе, Мышкине, Рыбинске. То есть и в этом летнем сезоне мы немало участвовали в разного рода съёмочной работе. И каждый раз это приносило немало интересного. Но об одной из кинематографических работ хочется рассказать особо.

Это документальный кинофильм, посвящённый Волге и волгарям. Его снимали сценарист Илья Борискин, режиссёр Денис Дьяков и оператор Дмитрий Гусев. Этот творческий коллектив давно и много занимается киноповествованием о России. Их последняя большая работа посвящалась озеру Байкал, а их самыми известными трудами являются кинофильмы «Хребет. Кавказ от моря до моря» и «Россия из окна поезда». Название второй картины уже подсказало нам об особом стиле работы этого интересного коллектива. В основе этого стиля лежит принцип необходимости путешествия, способ знакомства с предметом своего внимания не одномоментным приездом к нему, а долгим вниканием в мир его жизни.

Так они поступили и на этот раз, придя к мысли, что рассказ о великой русской реке нужно создавать, неспешно продвигаясь по ней и внимательно наблюдая за ее жизнью во всех больших и малых проявлениях. Но на чем же сегодня можно двигаться неспешно? А на плоту! Это будет уже само по себе делом необычным, ведь никто ещё не вёл кинорассказ о Волге именно с плота!

Илья Борискин - он не только сценарист задуманного фильма, он шеф-редактор кинообъединения «3елёный край» и работа непосредственно среди живой русской природы ему особенно близка и понятна. И о своём новом творческом труде он говорит так: «Мы создали живой атмосферный проект, нам хотелось почувствовать душу реки…»

Осуществление проекта изначально предполагало ведение рассказа о волжских городах и их людях, о встречах на реке, о городах ушедших под воду. А главная часть замысла - понять, кто такие волгари, каково их прошлое, есть ли у них настоящее и каково может быть будущее волгарей.

… С нами кинематографисты договорились о сотрудничестве ещё зимой и мы уже тогда могли посочувствовать им в заботе о … строительстве плота! Ведь мы имеет опыт таких странствий, по реке Мологе например мы спускались на плоту от Максатихи до низовья реки. И хорошо понимаем, сколько всего нужно учесть и при строительстве надёжного плота и при путешествии на нём. Но кинематографисты отважно надеялись справиться со всеми трудностями.

И были правы. Не имея никакого опыта подобного судостроения, они всё же смогли сделать вполне надёжный плот с палаткой, местами отдыха, с хорошей плавучестью. И – пошли по Волге!

Немало случилось приключений, немало интересных и красивых встреч, их необычный «корабль» привлекал всеобщее внимание и уже одним своим появлением располагал к общению и к съёмкам «вживую», самым естественным и непринуждённым. Свой кораблик они назвали очень душевно – «Братюня», потому что по родному сжились, свыклись с ним.

Плот выдержал все речные приключения и даже настоящий шторм возле Калязина. Плот прекрасно играл в киносъёмках и позволял потихоньку, но успешно подвигаться вперёд, со скоростью четыре с половиной километра в час. Поэтому например от затопленного города Корчева двести километров путешественники осилили за десять дней. Тихо шло путешествие, тихо катилось в свой путь благодатное лето и каждый тихий но содержательный день дарил коллективу кинематографистов новые записи наблюдений и отснятых лент.

Действительность показала, что к странствию в целом подготовились хорошо, киносъемочная техника у них надёжная и современная, даже квадрокоптер применили на съёмках (кстати при шторме пострадал именно он, а остальную аппаратуру смогли сохранить в полном порядке).

Странников везде принимали хорошо, и команды проходивших мимо судов, и жители прибрежных селений относились к ним с живым интересом и нередко предлагали свою помощь. И это каждый раз рождало новые знакомства и дарило новые съёмочные удачи.

После Углича кинематографисты отправились в Учму. Здесь они встретились с семьёй Смирновых и много времени уделили съёмкам с участием Василия Гурьевича Смирнова, создателя здешних замечательных музеев. Не могли они обойти своим вниманием и новый музей учемцев, открытый ими в деревне Кирьяново. Это «Музей Дыры и Заплаты»! Оказывается, в русской Провинции и такое возможно выдумать... Несмотря на забавное именование музея он оказался очень серьёзным. Он, что называется, желает смотреть в корень русской жизни, надеясь рассмотреть ее яркие особенности.

Василий Гурьевич – истинный волгарь, он прекрасно знает нрав реки, жизнь учемцев - умелых рыбаков и исконных земледельцев, свою жизнь он посвятил служению родному селу, его историческому прошлому и егонепростому настоящему. Наверное, на всём пути создателей фильма это лучшая встреча с самым подлинным волгарём, великим тружеником и творцом.

В Мышкин кинематографисты пришли уже с большим запасом снятого материала и с богатством ярких впечатлений. А здесь их встречали как старых знакомых. Первая встреча о Ильёй Борискиным и его командой у нас была ещё лет пять назад. Тогда они занималась вопросами участия русской Провинции в большом туризме и наше сотрудничество было хорошим и успешным. Уже потому и сегодняшние съёмки в музее и съёмки на Волге проходили содержательно и заинтересованно.

Мышкин – благодатное место для такой работы. Маленький город, сохранивший в своём облике и своём ландшафте многое от старого волгарского бытия – это редкостная находка для киносъёмок. У нас что ни улица – то живая история, что ни дом – то памятник провинциальной жизни. И люди у нас открытые, общительные, контактные. Поэтому съёмки шли легко и плодотворно.

Едва не главным их направлением было раскрытие содержания жизни старинного волгарского города. Создатели фильма интересовались речными занятиями населения, особенностями его быта, запоминающимися событиями в судьбах волгарей, их любовью к великой реке. Им хотелось понять саму ткань бытия старинного субъэтноса волгарей, издревле верного своей истории и исчезнувшего лишь в 40-50 годы ХХ столетия.

В центре внимания кинематографистов была идея рассказа о реке-кормилице, о реке-главной улице России, о реке, определявшей судьбы тысяч и тысяч людей. Замысел большой, интересный, а как с ним справились наши гости, мы сможем узнать уже нынче, увидав их фильм в программах канала «Культура».

На съёмках фильма о Кавказе.

Некраеведная тема

…КОТОРУЮ НЕ ОБОЙДЁШЬ

Краеведческие издания главной своей целью имеют именно краеведение. И уже потому мало касаются иных сфер жизни человеческой. Например, не относят к своим тематическим направлениям ни математику- ни музыку –ни астрономию… Но есть таки области человеческого бытия, которые и краеведению не дано обойти и оставить без внимания. И одно из них это экология.

XХ столетие уже обозначило для всего человечества множество тревожных вопросов по сохранению природы. А XХI век вынужден думать уже не о сохранении, а о СПАСЕНИИ нашей жестоко израненной, измученной природы. Ей сегодня угрожает очень многое. И одна из угроз (большая и позорная) это – Мусор. Мы написали это слово с большой буквы, чтобы подчеркнуть всю масштабность сегодняшнего безобразия с бытовыми отходами. Давайте поговорим об этом.

ГОРДОСТЬ И … ПОЗОР!

Как ни странно, но всероссийским лидером по захламлению окружающей территории стала Москва, столица России. И бывает нерадостно видеть по телевидению её мэра господина Собянина, гордо рассказывающего об очередных великих успехах столицы в своём благоустройстве. Чего стоят эти успехи, если Москва буквально загадила все свои ближайшее местности и совершенно не знает, куда девать свой мусор?

Удивительно, что этот главный город России до сих пор не придумал ничего умней чем заваливать своими отходами поля и луга... До сих пор Москва не имеет ни настоящей системы мусоросортирующих станций - ни достаточного количества мусороперерабатывающих заводов. Уж не единственная ли это столица в Европе, живущая так постыдно?

Совершено не заботясь о цивилизованном отношении к этой проблеме, Москва ни до чего не смогла додуматься кроме «идеи» о вывозе своего мусора в соседние области. А это уже не только чудовищная беззаботность о порядке и о природе, но и чудовищная наглость и полное неуважение по отношению к соседним областям.

Москва давно уж с немалым пренебрежением относится к русской Провинции, а теперь ещё в вознамерилась заваливать её своими отходами. И начало положено вывозом мусора в нашу область. Другой сосед Москвы, Тверская область сперва нашла в себе силы отказаться от такого «блага». Но судя по последним сообщениям средств массовой информации, её всё-таки «пригнули», то есть заставили принимать московский мусор. Вот до какой «чести» дожили наши регионы.

Мэр Москвы господин Собянин, выдвигаясь на свой очередной правительный срок, гордо рассуждал о том, сколько всего хорошего им уже сделано для столицы. Но невольно хочется сказать, что загадив своё ближнее окружение, Москва активно приступила к загаживанию Провинции. Не пора ли ей наконец научиться жить во всех отношениях цивилизованно? Например, почти соседняя с нами Швеция даже и соседям предлагает помощь в уборке мусора и его переработке. И коли вы, москвичи, тянетесь за Европой, то учитесь же у неё бытовой чистоте…

А наша область желает ли как-то улучшать положение с бытовыми отходами или единственное, что она находит важным делать это принимать мусор из столицы? Конечно, желает и принимает для этого некоторые меры. Какие это меры?

ЕДИНЫЙ ОПЕРАТОР

С I сентябре на всей территории нашей области должен был приступить к работе единый региональный оператор. Это ООО «Хартия». Решение, очевидно, самое разумное. Но многих смущает то, что фирма эта московская и ей будет очень легко и просто добавлять к местным отходам ещё и неисчислимый московский мусор.

«Хартия» будет работать в нашей области до 31 декабря 2026 года. Она должна обеспечивать сбор, отвозку и захоронение твёрдых бытовых отходов. О том, что будет делаться в первую очередь, в СМИ рассказал директор Департамента охраны природы Пеньков. Согласно его сообщению, «Хартия» заменит в области все мусорные контейнеры, обновит весь транспорт, улучшит полигоны и станет вести «работу сортировочных и перегрузочных станций». (Но не сказано, появится ли в области свой мусороперерабатывающий завод?)

В СМИ выступил и директор ярославского филиала «Хартии» Виталий Шубин. Он сообщил, что сейчас уже готов весь парк специальной техники. Что пилотным проектом определён Брейтовский район, в первую очередь его центр-село Брейтово. Там уже обновлены все контейнеры и обустроены все площадки.

ЧТО ЕЩЁ РЕАЛЬНОГО?

Обращение с отходами для населения теперь выведено в отдельную коммунальную услугу и с августа идёт работа по заключению договоров. Все юридические лица и индивидуальные предпри-ниматели обязаны заключить такие соглашения. Порядок начисления платы за вывоз мусора изменился. Теперь вывоз отходов будет идти отдельной строкой(квитанцией). На всей террито-рии области устанавливается единый тариф -74 рубля с человека. Сообщается, что он значительно ниже чем в соседних областях. И все льготы регионального социального кодекса сохраняются.

«Хартия», выполнив работы пилотного проекта в Брейтове, ведёт такую деятельность в Угличе и Ярославле. К сентябрю в областном центре на сто процентов завершена замена мусорных контейнеров. В Угличе установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. По данным статистики такая мера в Угличе позволила уменьшить объёмы мусора на 15 процентов.

И начинается решение вопроса заключения договоров с индивидуальными жителями. В муниципальных районах для этого открываются офисные расчётные центры.

«Хартия» работает у нас уже второй год. Определённые улучшения имеются. А как пойдут дела дальше – жизнь покажет. А Москва тем временем продолжит вывозить мусор к соседям, в том числе и к нам? И до каких пор так будет?

Облик города. Века и люди.

VIII. МАЛЕНЬКИЙ ЗАМОК

…НАЧИНАЯ ПОВЕСТВОВАНИЕ об этом мышкинском архитектурном произведении, нам хочется повторить мысль классика теории архитектуры Ф. Райта о том, что любой город – это результат коллективного творчества его населения. Мысль большая и мудрая, и вся история застройки нашего Мышкина подтверждает и ее глубину и её вечность. Каждый из минувших веков оставил потомкам память о своём строительном искусстве, своих архитектурных стилях и о том, как горожане понимали красоту построенного.

Двадцатый век во всём этом много бедней столетий – предшественников. Аскетизм и даже скудность облика большинства его построек, увы, общеизвестны. А двадцать первый век это время для провинциальной архитектуры очень сложное. Он дал застройщикам неограниченную свободу созидания, но далеко не всем даровал понимание красоты построенного.

Непонимание ценности облика зданий, невоспитанность (и неграмотность) архитектурных вкусов, неодолимая зависимость от бескрылой убогой моды часто плодят постройки ценностно дорогие, но столь же внешностно и убогие. Их везде предостаточно, в том числе и в нашем Мышкине.

Но мы уже отмечали, что XXI век строительно очень сложен. И наряду со многими застроечными убогостями он принёс нам и несколько ярких архитектурных удач, подлинных произведений строительного искусства. Одним из них и является Маленький Замок. Так именуют и многие мышкинцы, и многие гости нашего города дом Дмитрия Смирнова, возведённый на Никольской площади.

Такое именование очень точно, и оно верно раскрывает главную суть облика этой уникальной постройки. И прежде чем его охарактеризовать, остановимся на самом понятии – Замок. В Европе замки извечно знамениты своей красотой. А в России они появились очень поздно, и в значительном числе создавались главным образом на ее западных территориях.

В центральной части страны такой архитектурный образ применялся редко. И казалось бы, вид строительного творчества, напоминающий о далёком средневековье, к новому историческому времени уже иссяк и не сможет создавать каких-либо новых произведений. Но, к счастью, это мнение оказалось ошибочным.

И начало XX столетия совершено неожиданно для теоретиков строительства вновь явило эффектный и яркий образ Замка. Они появились сразу в нескольких местах России, а два из них украсили и провинциальный мир Ярославии. Это замки Локаловых и Понизовкиных, возведённые в недальних окрестностях Ярославля. (Особенно известен Замок Понизовкиных в посёлке Красный Профинтерн Некрасовского района.) Романтическая красота Замка не умерла в веках, а отважно преодолела их и процвела вновь. Вот и в Мышкине она просияла чудесным видом Маленького Замка, возведённого Дмитрием Смирновым.

РОМАНТИЧНОСТЬ ПОСТРОЙКИ.

Это одно из главных качеств любого замка. Она царствует и в нашем мышкинском случае замковой архитектуры. Образ прелестной (едва не рыцарской!) старины выдержан как во всем «портрете» постройки, так и во всех её деталях. Здесь нет упрощённых (а тем более – элементарных) решений, здесь всё вещает о веками отгранённом изящном подходе к любой частности - будь то окно, дымник или ступеньки. Это даёт целостный, непогрешимо единый облик здания. И не зная воочию истории постройки мышкинского Маленького Замка, с первого взгляда можно ошибиться, отнеся его создание ко времени появления больших замков Локаловых и Понизовкиных.

Вся постройка глубоко верна образным идеям, принесённым едва не из эпохи сказок Андерсена.

СМЕЛОСТЬ ЗАМЫСЛА. И замысел, и проект, и их исполнение принадлежат самому хозяину Замка и его создателю, мышкинцу Дмитрию Смирнову. И уже в этом прекрасно заявляет о себе уникальность творческих качеств личности нашего земляка. Такое сочетание архитектурных одарённостей – случай редкий и для нашего века замечательно ценный. Прямо сказать – отрадный. Здесь Мышкин имеет яркий пример творческого созидательства, бесстрашно идущего сквозь все трудности как материальные, так и мыслительные. Наш земляк силой своего творческого видения преодолел и условности нынешних убогих представлений о застройке и понимание пугающей громадности своих затрат. И можно полагать, что желание создать нечто прекрасное властно владеет душой этого человека и даёт ему творческие силы.

ГАРМОНИЧНОСТЬ СОЗДАННОГО.

Сегодня и в Мышкине, и в Ярославии, и во всей России мы видим немало случаев, когда застройщики испытывают желание вырваться из системы шаблонных образов и создать нечто особенное, протестующее против гнетущего однообразия.

Такие попытки весьма заметны и вполне понятны, но удача им сопутствует отнюдь не часто. Застройщики, увлекаясь необычностью создаваемого, впадают в другую крайность, в отсутствие гармонии и единства. И их постройки бывают очень несогласованными своими частями, а порой и просто несуразны «выпиранием» каких-то отдельных деталей здания.

А Маленький Замок совершенен в своей нерушимой согласованной гармоничности. Он весь являет строго выдержанную деликатную согласованность объёмов, форм, деталей. Налицо очень твёрдый почерк самобытного архитектора, не погрешившего ни в едином случае зрительного единства своего здания. Взгляд зрителя нигде не «споткнётся» о какие-либо выпадения детали из общего очень сложного строя Замка.

ЛАНДШАФТНАЯ ЦЕННОСТЬ.

Старинные приволжские города, а особенно Плёс, Мышкин, Борисоглебск, Романов вырасли на очень пересечённом ландшафте. Этот ландшафт отличался как большой красотой, так и большой трудностью ведения строительства. На таких береговых и овражных разломах земли крайние сложно осуществлять даже подвоз материала, а фундаментные работы способны смутить опасностями осыпей и оползней.

Но наши предки отличались как строительным бесстрашием, так и глубоким пониманием красоты природного ландшафта. И смело брались за строительство даже на самых непростых участках. Особенна поразительна в этом отношении практика застройки города Плёса, где освоен и обжит любой выступочек высоченных береговых и горных склонов.

А в Мышкине лучшим примером такой тонкости понимания роли природного пейзажа и такой строительной решимости является застройка долины Никольского ручья. Здесь старинные мышкари проявили замечательную строительную отвагу, умело вписывая свои дома на любой уступ крутых берегов. И застройка получилась очень живописная, зрительно восхищающая и художественно очаровательная.

Увы, в двадцатом веке и эта смелость, и это тонкое понимание красоты у большинства застройщиков куда-то пропали. И уж если человеку или организации для постройки выпадал холмистый участок, то его так сострагивали бульдозером, что он терял всю свою живописность и являл уже не природой дарованное своеобразие, а скорей гладко выстроганную доску.

И Дмитрий Смирнов с его редким для нашего дня пониманием ценности природного окружения и с его Богом данным мастерством архитектора и строителя – это один из редкостных и радующих случаев провинциальной российской жизни.

На съёмках фильма о Кавказе.

ЧУВСТВО МАТЕРИАЛА. Да, у одарённых строителей есть и такое очень ценное созидательное качество. И Смирнов обладает им в полной мере. Он безошибочно чувствует эстетическую силу применяемых материалов и точно определяется в цветности стенового кирпича, формате набора кровли, в профиле металлических деталей. Такими свойствами отменно обладали мастера русского прошлого, а сегодня такое встретишь не часто. И потому такую встречу ценишь особенно высоко.

ЧУВСТВО МЕРЫ. А это тоже одно из качеств самых важных для проектирования. Если проектировщик не владеет этим чувством, то он не сможет добиться органичной согласованности в одном объекте «породнить» башенки, шпили, дымники, наличники и прочую многоликую красоту образов, пришедших из романтической старины. Чувство соразмерности – это дар, без которого не создать даже и самых простых хороших решений, а не то что целый причудливо изукрашенный замок. Дмитрий Смирнов в ходе всего строительства Замка удивлял и восхищал нас зорким видением задумываемых и создаваемых образов и непогрешимостью слияния их в единое звучание целостного архитектурного произведения.

ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ УМЕНИЙ?

Людей в равной мере владеющих разными творческими профессиями нередко называют людьми энциклопедической одарённости, то есть счастливо сочетающими в себе многие талантливые задатки и способности. И вот при строительстве Замка его хозяин являл своим землякам эти способности с профессиональным блеском. Начав с земляных и бетонных работ, переходя к каменным, металлическим, кровельным, он во всем был достойно профессионален и во всем удивлял зрелым мастерством и собственным творческим почерком. Откуда всё это так сразу? Дивились земляки. И многие говорили, что это дар Божий, которым Провидение награждает немногих, способных создавать красоту своих произведений.

ДЕЛО ЖИЗНИ. В нашем понимании Маленький Замок Дмитрия Смирнова – это один из архитектурных шедевров Мышкина. А для нашего времени это самое яркое и очаровательное архитектурное произведение. Оно уже сейчас самое яркое и очаровательное архитектурное создание. Оно уже сейчас стало одной из прекрасных достопримечательностей Мышкина. Этим неповторимым зданием его строитель вписал в культурное Наследие Мышкина ещё одну очень сильную и впечатляющую страницу.

Много лет возводя Замок, отдавая ему и силы и средства, Смирнов по сути дела посвятил свои дни и годы созданию уникального архитектурного произведения. Его талант, его мастерство, его вдохновенность запечатлелись в создании им памятника архитектуры XXI века. Маленький Замок стал главным делом его жизни и лучшим подарком творца своему родному городу. И земляки благодарны Мастеру за его прекрасный дар.

В. ГРЕЧУХИН.

Фото М. Кайковой


«МАХАЕВСКАЯ СТРАНИЦА»

...Один из старейших краеведов нашего края Г.И. Махаев предложил редакции «Мышкинской Лоции» очередное собрание давних публикаций о нашем крае. На этот раз Геннадий Иванович руководствовался воспоминаниями о старинных административных границах Мышкинского уезда и о соседних территориях, имевших с нашим уездом деловые и культурные связи. Особое внимание он уделил северным территориям старинного Мышкинского уезда (теперь входящим в Некоузский район).

Это большей частью волости Сменцевская и Воскресенская и менее значительной частью волости Ново-Никольская, Кузяевская, Галицинская, то есть территории, расположенные вблизи железной дороги, а также в верховье реки Сить и в низовье реки Сутка.

Интересовали Геннадия Ивановича и публикации о селе Некоуз, потому что в конце XIX- начале ХХ века часть мышкинской коммерции участвовала в торговой деятельности этой местности.

И сегодня мы, отобрав часть предложенных нам материалов, сформировали из них очередную «Махаевскую страницу». Все ее материалы привлечены из рыбинской газеты «Копейка» за 1911 год. Познакомьтесь с этими новыми публикациями.

* * *

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД. К началу нынешнего учебного года здесь на средства завода открылась начальная школа, преимущественно для детей рабочих. Помещение и пособия для учащихся пока не оставляют желать лучшего. Рабочие после остановки почти все приняты на работу, и если у некоторых долгоживших будут урезаны наградные, которые они, наверное, получали, как работающие первый год, то открытие крайне необходимой здесь школы должно примирить их с этим, послужив некоторым образом компенсацией.

«Здешний». (Номер газеты за субботу 15 октября, номер 10)

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. В последнее время на нашей станции стягивается масса рабочих- «летняков». Рабочие жили в Рыбинске, Угличе и других уездах, рядились с первых чисел мая по 10 октября. Цены на нынешнее лето были такие: рабочий мужчина – 50-70 рублей в лето; женщина: 35-45 рублей в лето; пастух, по количеству скота: 20-40 рублей.

Хозяева предпочитают рядить более женщин-работниц, принимая во внимание, что они и пол вымоют, и печку истопят, и не напьются пьяными и менее нагрубят хозяевам. (Номер восемь от 13 октября)

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. Среди рабочих химического завода имеется артель крючников, которые за свой тяжёлый труд получают очень мизерное вознаграждение. Просить прибавки сдельного расценка они не решаются, боясь услышать: «Не хочешь- не работай!» Так и молчат. «Я - НЕ Я». (Номер 43)

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. Администрация химического завода не может похвастать вежливым обращением с рабочими, а приказчик клееварочного отдела г. М-въ в особенности, несмотря на то, что под его надзором работают женщины.

Г. Мо-въ иногда пускает в ход такие объёмистые выражения, которым позавидует любой извозчик, любитель крепкой русской «словесности». Не мешало бы г. М-ОВУ поберечь своё красноречие для более подходящего случая, так как кроме женщин тут работают ещё и девушки. «Я - НЕ Я»

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. Здесь наблюдается сильное огрубление нравов: пьянство, хулиганство и уличное сквернословие свили прочное гнездо. В особенности могут служить примером парни деревни Петровская, которые более других зарекомендовали себя в своих скверных подвигах. Кроме того среди баб устраиваются складчины, которые никогда не обходятся без «спотыкаловки», смотря по сумме сбора иногда распивается 1/4 и более ведра. О поведении же подвыпивших баб уже сообщалось на страницах печати. (Номер 52)

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. На страницах как местных так и столичных газет неоднократно выяснялось о необходимости устройства пассажирской платформы на правом берегу Волги – близ железнодорожного моста, а именно на 22-23 версте. Отсутствие платформы чувствительно даёт себе знать неблагоприятно во всех отношениях.

В виду того в прошлом году благотворительное общество угличан, находящееся в Санкт-Петербурге, желая идти навстречу своим землякам – угличанам, которым больше всего приходится за отсутствия платформы принимать, как говорится, «мильон терзаний», входило с ходатайством председателю МВР Ж/Д об устройстве в указанном месте железнодорожной платформы.

Общество угличан по этому поводу делало запрос и в прилегающие к этому месту волостные правления: Глебовское, Копринское, Николо-Кормское Рыбинского уезда, крестьяне указанных волостей в своих приговорах так же присоединились к ходатайству общества угличан, причём выяснили всю необходимость устройства платформы.

Несмотря на все ходатайства, платфор-мы до сих пор нет и нет. Платформа же необходима не только для местных обывателей, но она особенно нужна для угличан и жителей Угличского уезда, которых живёт более десяти тысяч только в Петербурге. Угличане во время ледохода направляются в деревню Дуденево, близ железнодорожного моста, отсюда должны по лестнице в 72 ступени войти на железнодо-рожную дамбу и следовать по мосту к стан-ции Волга. Особенно трудно пассажирам, у кого клади много. За переноску ее берут здесь более чем втридорога. Нельзя не удивляться невниманию управления МВР ж/д к нуждам своих пассажиров.

СЕЛО НЕКОУЗ МОЛОГСКОГО УЕЗДА. Года четыре тому назад акцизное ведомство решило дать разрешение на открытие в нашем селе трактира с крепкими напитками и предложило нашему сельскому обществу- не пожелает ли оно получить это разрешение. Вопрос был так поставлен, что наше общество соблазнилось иметь лишний доход, и в то время как в других местах общества хлопотали об искоренении пьянства, подало прошение и, разумеется, его получило.

До открытия общественного трактира в воскресные и предпраздничные дни у нас пьяных было мало по случаю того, что казёнки в эти дни не открывались. Но как только открылся трактир, картина резко изменилась, и вечером в праздничные дни и торговые дни приходится наблюдать массу пьяниц, а особенно в той улице, где и находится трактир.

По этой улице многие опасаются ходить. Увеличилось также число скандалов и драк. И вот вместо получаемых обществом 150 рублей в год за право торговли общественники пропивают в десять раз больше. А и доходами от трактира наше общество пользоваться не умеет. Право на торговлю передано частному лицу за 150 рублей в год. А тот перепродал это право третьему лицу и получается около 1300 рублей за помещение, за которое под другие предприятия более 200-300 рублей не дали бы. Так что в результате пользуется доходами от трактира не общество, а частное лицо, хотя на вывеске всё время красуется «Трактир общества крестьян села Некоуза». Передача эта многих наводит на размышления, так как в правилах о торговле крепкими напитками ясно сказано, что передача лицам получившим разрешение на открытие заведения, этого права другому лицу не допускается.

И лица, замеченные в этом, лишаются такого права. В июне 1910 года за нарушение правил торговли этот трактир был закрыт (чему многие разочаровались). Но в конце июля того же года по ходатайству арендатора его опять открыли.

Общество выбрало для контроля и учёта своего односельчанина, и ему арендатор платит жалование, но должность эта существует только на бумаге для маскировки, что как будто, общество производит торговлю самостоятельно. Да, кстати, как курьёз: трактиру этому здесь присвоили название «Ад», которое за ним крепко и укоренилось.

Старинный храм помнит эти времена…

(Номер 70 от субботы 16 декабря)

СЕЛО НИКОЛА-ЗАМОШЬЕ МОЛОГСКОГГО УЕЗДА. Здесь начались лекции-чтения по льноводству и обработке льна. Слушателей явилось порядочно. Приехали вёрст за десять-пятнадцать. Лекции организованы ярославским губернским земством.

(Номер газеты от 12 декабря)

СЕЛО НЕКОУЗ МОЛОГСКОГО УЕЗДА. На базар было привезено льна тысяч шесть-семь и весь он был разобран скупщиками по повышенным ценам против прошлого базара. Выше копеек на 50-70. Некоузский санный путь сейчас очень хороший. (Номер газеты от 13 декабря).

СТАНЦИЯ ВОЛГА МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. Работы, раньше производившиеся на нашей бумаго-прядильной фабрике в две смены ввиду постоянного упадка производства сократили наполовину и теперь работают на одну смену, причём рабочим приходится вместо прежних девяти часов работать одиннадцать часов. Подобный распорядок работ сильно влияет на здоровье рабочих, лишившихся возможности в единственный данный им час на обед приготовить себе чай и горячую пищу.

Но главная тяжесть подобного распорядка приходится на ребёнка, на грудных детей, матери которых лишены возможности хотя бы сравнительно регулярно кормить их. Молоко в грудях перекапливается, «перегорает» как говорят, и дети почти поголовно страдают расстройством желудка и кишечника. И конечно, «ревут наскрозь ночи».

Матери желая успокоить детей и получить хоть небольшой отдых, необходимый для нового утомительного дня, прибегают к всевозможным средствам: поят грудных детей отваром маковых головок, ходят заговаривать грыжу, «окачивают камешки» и прочее и прочее.

И нередко бывает, что за отсутствием медицинской помощи эти единственные имеющиеся в распоряжении рабочих «средства» приводят к печальным последствиям. Приведу пока один из подобных случаев: жена рабочего С.Куркова, периодически угощавшая своего ребёнка отваром маковых головок, по ошибке «пересолила» крепость и количество отвара, и ребёнок впал в коматозное состояние.

Перепуганные родителя бросились к фабричному фельдшеру, но, увы, их мольбы и валяния в ногах остались тщетными. Они бросились к жене местного торговца О.Семеновой, как к женщине интеллигентной. Она применила искусственное дыхание и по появлению признаков жизни, приказала растирать ребёнка суконками.

А также велела делать ванны и брызгать холодной водою, а сама не твёрдо веря в свои познания, побежала к далёконько-таки живущему соседу, у которого имелся «Цветник» (приложение к популярному журналу «Родина») из которого она и узнала о свойствах маковых головок и прочем. И только благодаря ее отзывчивости и стараниям ребёнка удалось вернуть к жизни. «СВОЙ» . (Номер восемьдесят первый)

ДЕРЕВНЯ ЗИНОВСКАЯ СМЕНЦЕВСКОЙ ВОЛОСТИ МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. Недавно крестьянский мальчик этой деревни, переходя через Волгу, провалился почти на середине реки сквозь ещё тонкий лёд. На крики утопающего выбежал слесарь казённой кузницы Чистяков и, рискуя собственной жизнью, кинул верёвку мальчику и после серьёзных усилий и риска спас его. «ЗДЕШНИЙ». (Восемьдесят первый номер газеты).

ДЕРЕВНЯ ПЕТРУШИНО МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. 28 октября здесь произошёл следующий случай. Между парнями, гулявшими на беседе, возникла ссора, вскоре перешедшая в драку. Во время которой был порядочно побит зачинщик драки крестьянин Гусев.

В отместку Гусев произвёл в толпу парней выстрел из ружья заряжённого дробью и одному попал в руку, другому в ухо. Положение пострадавших серьёзное.

(Тридцать четвёртый номер газеты от 8 ноября 1911 года)



Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» -В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 103, октябрь 2018 г.
© Мышкинский народный музей,
2005-2018
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru