Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
№ 3 Выпуск 120
март 2020 г.

Презентации

ЯРОСЛАВСКАЯ ВСТРЕЧА

В областной библиотеке имени Н.А.Некрасова проходила встреча с депутатом Государственной Думы России, писателем А.Н.Грешневиковым и обсуждение его новой книги «Уроки Валентина Распутина». Большая и содержательная книга рассказывает о сотрудничестве и многочисленных встречах депутата с замечательным русским писателем.

Зал областной библиотеки был полон, на встречу пришли самые разные люди самых разных возрастов. Автор подробно рассказал о своей работе над книгой, о причинах выбора ее темы и о целях, которые он перед собой ставил. Его выступление порадовало содержательностью и обилием ярких фактов и деталей из его многолетней дружбы с классиком русской и советской литературы.

Казалось, что тон встрече задан спокойный и ностальгически красивый, не обещающий яркой дискуссии. Но новая книга Грешневикова многомысленна и отнюдь не избегает проблемных граней нашей действительности. А стало быть, дискуссионных моментов уж никак не избежать. И они ясно определились по таким направлениям: судьба русской деревни, судьба русской национальной школы, путь русской духовности и сегодняшнее состояние русского народа. По каждому из этих направлений случилось немало горячих и порой даже резких выступлений.

В теме судьбы русской деревни разногласия оказались весьма острыми. Часть читателей полагала, что самым лучшим и разумным временем крестьянства была колхозная эпоха. Но у этой точки зрения нашлись оппоненты, заявлявшие, что по всем социальным показателям колхозник никак не является подлинным крестьянином. Он является скорей сельскохозяйственным рабочим, а не крестьянином и, конечно, не фермером. И аргументы людей, мыслящих в этом направлении, кажется, были весомей нежели у их противников.

А вывод сложился вот какой: Россия давно и полностью утратила свое крестьянское сословие. Эта утрата началась еще в 1929 году и завершилась в пятидесятые годы ХХ века.

Интересным был обмен мнениями о русской школе. Участники обсуждения обращались к взглядам великих педагогов давнего и недавнего прошлого – Ушинского, Рачинского, Сухомлинского, Сороки-Росинского, утверждая, что подлинно национальной (именно русской школы) у нас не было никогда. Имели место лишь отдельные подвижки к этому (как у названных педагогов) и в краткое царствование Александра III, но не более того. А во все остальное время школа была увлечена делами европейского или даже интернационального характера, именно такового обучения и воспитания.

Участники обсуждения высказали пожелание, чтобы писатели обратили внимание на практические искания некоторых современных педагогов, в частности на многолетнюю работу Н.С.Мартышина из села Лёхоть Борисоглебского района нашей области. Может быть, там прослеживается реальный успех в создании подлинно национальной русской школы?

Собравшиеся на встречу читатели коснулись и темы духовности бытия русского старообрядчества. Особенно значительным качеством этого духовного движения отмечали его способность сохранять яркие особенности русской идентичности. (Как это отмечено у Распутина, старообрядцы смогли почти на три столетия сохранить подлинные приметы русского национального характера).

Участники обсуждения сожалели, что литература (художественная и документальная) о старообрядцах сейчас очень редка. Современная литература почти не подошла к раскрытию жизненной сути этого направления русской духовности. Все, что написано об этом, написано очень давно, еще в XIX веке…

Отсюда с этой точки обсуждения беседа не могла не перейти к обмену мнениями о сегодняшнем состоянии русского народа. Здесь столкновения разных точек зрения были особенно жесткими. Так ярославская писательница Галицкая очень резко выступила по «еврейскому вопросу», утверждая, что в современной российской культуре и в литературе, в частности, все «командные высоты» захвачены еврейской интеллигенцией и наблюдается сплошное еврейское засилие, не допускающее развития русских национальных проявлений.

И нельзя сказать, чтобы в словах выступавшей не было реальных оснований для таких суждений. Мы все знаем немало примеров неуважительного отношения к нашей культуре представителей других российских наций, в том числе и евреев. Так сказать, вопрос реально существует. А были ли иные взгляды на него?

Да, были. Другие участники (и мы в том числе) подчеркивали, что русские во многом сами виноваты в своей неуспешности. Виноваты в том, что постоянно низкопоклонствуем перед другими цивилизациями и культурами, а в первую очередь перед Западом, отказываясь от своих собственных культурных ценностей, своих национальных особенностей и традиций. Мнение этой группы участников было вполне четко выражено следующей формулировкой: если мы сами будем себя уважать, то и другие непременно уважать нас станут!

А уважение к себе и своему народу должно проявляться во всем – от нашей речи и нашего бытового поведения до создания произведений культуры. Увы, всем этим большинство русских сегодня не отличается!

Общие рассуждения после этого вывода пошли и к еще более серьезному вопросу: мы сегодня являемся нацией или нет? Может быть, мы просто очень большая народность? Основания для такого жесткого суждения, конечно, нашлись, было отмечено, что нас сегодня объединяет лишь единственное качество – наш сильно обедневший русский язык. А иных единящих качеств совсем и нет.

У русских в сегодняшней РФ нет ни своего государственного устройства, ни своих (национальных) учреждений науки и культуры, ни своих учреждений, занимающихся разработкой, и реализацией национального самознания. Если такие структуры есть у всех наших национальных республик (даже у совсем малых), то у нас не существует даже и самой русской республики. Получается, что РФ – это объединение малых национальных республик неведомо с кем или всего лишь между собой…

Участников обсуждения не смущали ни крайняя острота поставленных вопросов – ни резкая разность в образе мыслей - ни затянувшиеся сроки общения. Но главным достоинством таких встреч является то, что их участники в конце концов приходят к общим разумным и хорошо обоснованным выводам. Так было и на этот раз.

Городские новости

РАССЕЛЯЕТСЯ один из «прибалтийских» домов на улице Угличской. Эти дома построены в 50-е годы прошлого века и много послужили людям. Сейчас опустеет последний из них, люди переедут в новые квартиры на улице Строителей, а какой будет судьба этого постаревшего красавца?

ВТОРУЮ лестницу от пристани в усадьбу Чистовых заканчивают реставраторы, работающие в этом архитектурном ансамбле. Если первая лестница, являясь парадной, поднимается от площади «Петра и Павла» на улицу Никольскую, то вторая ведет непосредственно во двор усадьбы.

ГОРОДСКАЯ администрация желает создать собственную общественную структуру, занимающуюся вопросами градостроительства. Сотрудники нашего музея получили приглашение для участия в ее работе.

УСПЕНСКИЙ ПРИХОД готовится летом достойно отметить двухсотлетний юбилей главного храма нашего города. Для этого разрабатывается система мероприятий, одним из которых станет второе издание книги «Успение», рассказывающей об истории собора и трудах мышкинцев по его созданию и украшению. Помочь в издании книги обещал И.В.Гриневич.

ВОЗОБНОВИЛИСЬ отделочные работы в интерьере Никольской часовни, возводимой в полном соответствии с проектом храма, некогда разрушенного на этом месте в советские годы. Внешняя согласованность с прежним обликом успешно достигнута, а сейчас возобновили роспись интерьера.

РЕГИОНАЛЬНАЯ газета «Советская Ярославия», издающаяся обкомом КПРФ, критикует Мышкинскую районную организацию партии за крайне малую активность участия в партийной печати. Отмечается, что в этом наши партийцы решительно отстают от организаций соседних районов.

НАШИ ДОРОЖНИКИ выполняют большой объем работ в городе Угличе и Угличском районе. Для успешности таких действий их «разгрузили» от забот о некоторых местных дорогах, передав их обслуживание соседям. Головная фирма «Ярдормост» находит такое решение разумным.

СОВЕРШЕННО разрушен порядок автобусных маршрутов от нас до Ярославля. Новые хозяева АТП не уделяют внимание потребностям населения.

Народный музей

КАЛЯЗИН. Мы получили приглашение на очередное межрегиональное мероприятие, посвященное вопросам культуры русской Провинции. Здесь серьезно обращаются к этим вопросам и собирают в своем городе представительные форумы посланцев разных областей ЦФО. Мы – частые участники таких встреч.

ЯРОСЛАВЛЬ. Наша делегация принимала участие в обсуждении новой книги депутата Государственной Думы России, писателя А.Н.Грешневикова. Нам и самим было что сказать о наших новых изданиях – мы представили там наш альманах «Тютчевский дом».

БОРИСОГЛЕБ. Наш музей получил приглашение к участию в презентации новых книг, посвященных творчеству классиков современной литературы В.Белова и В.Распутина. Мы примем участие в этом мероприятии.

МАРТЫНОВО. Двадцатая краеведческая конференция, проводимая музеем кацкарей, была приурочена сразу к двум юбилеям: к 25-летию этого учреждения и к 20-летию его работы в муниципальном статусе. На мероприятие прибыли посланцы Ярославля, Углича, Мышкина, Брейтова, Некоуза, селений нижней Кадки. Наш музей представил самое большое число выступлений - четыре доклада.

СДАНА в печать книга Г.А.Лебедевой, посвященная кругу духовного общения старицы Ксении Красавиной. Книга основана на сведениях, сообщаемых мартирологом «Все мы – Христовы», созданным под руководством Владыки Вениамина.

СТРОИМ уже шестой большой навес для лучшего сохранения экспонатов крупной старинной техники. Это сооружение защитит от осадков «мастодонтов» нашей коллекции техники – локомобиль и давний снегоуборочник. И из запланированных таких сооружений остается сделать еще один (седьмой). Тогда вся коллекция нашей крупной техники будет убрана под крыши.

РЕВИЗИЯ вспомогательного фонда технических изделий и деталей техники проводится для выявления частей и агрегатов, могущих быть удачно включенными в существующие уличные экспозиции технического характера. Есть соображения о расширении таковых выставок.


Юбилейные события

КАЦКОЙ ЭТНОГРАФИИ – 25 ЛЕТ

Да, четверть века утверждается в самосознании россиян знание об особой этнической группе русских-кацкарях, жителях селений долины реки Кадки. Здешняя интеллигенция, внимательно работая с этнографическими особенностями бытия своих земляков, собирая архаичные и чисто местные речевые примечательности, создала интересное новообразование, имеющее все реальные возможности для своего уже постоянного самоутверждения.

Двадцать пять лет действует местный музей, базовое учреждение для создания и популяризации особой кацкой этничности. Столь же давно работает кацкая журналистика, сегодня представленная журналом «Кацкая летопись». Давно успешно развивается участие кацкого культурного просветительского центра (деревни Мартыново) в большом туризме. Вот всему этому и были посвящены уже двадцатые Кацкие краеведческие чтения. Каковы были основные смысловые узлы этого мероприятия?

ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

Главным докладом, открывающим чтения, было выступление О.А.Перовой и С.Н.Темняткина о двадцатипятилетии музея. Оно проходило в манере свободного, хорошо понимаемого рассказа о начале создания музея, о задачах, которые решали краеведы, о помощи, которую им оказывали местные, районные и областные власти. Этал за этапом разворачивались пред слушателями в этом рассказе, постепенно приводя слушателей к пониманию того, как сложился сегодняшний музейный комплекс.

Ценность сообщаемых сведений была не только в теплой сердечной вспоминательности о былом, а и в конструктивной созидательности пройденного пути. Мы все знаем, что начиная с 60-х годов прошлого века, музейное движение вспыхнувшее в русской Провинции, почти повсеместно отозвалось созданием сперва школьных, а потом и сельских музеев. И это было весьма многообещающим явлением, которое, как будто, сулило русским глубинным территориям некоторые хорошие перспективы. Эти перспективы намечались во многом – от сохранения знаний о родном историческом прошлом до общего повышения культурной самодостаточности русских людей, жителей провинциальных глубинных местностей. Реальным ли было достижение таких прекрасных целей?

***

ДА, РЕАЛЬНЫМ. Но лишь при наличии двух основных условий. Первое – это наличие людей (хотя бы одного-двух), готовых посвятить этому делу всю свою жизнь. Второе – разумная и серьезная помощь государства в лице районной и областной власти. В мышкинской деревне Мартыново и то и другое проявилось в полной мере. И успех был достигнут решительный и прекрасный. Как жаль, что во многих других местах нашего Отечества такого не случилось…

ЗА СТРАНИЦАМИ «ЕВАНГЕЛИЯ»

Выступление ярославца Быкова посвящалось библиографическому анализу кириллических книг библиотеки музея кацкарей. Александр Юрьевич со вниманием относится к ранним периодам местной истории. Его привлекали давние топонимы, древние надгробия, а вот в последнее время – кириллические книги. Он подробно проанализировал возраст двух «Евангелий», их историю, пометы на полях, старинные водяные знаки, физическое состояние стародавних книг. Все это было весьма познавательно и весьма интересно.

***

ОДНОВРЕМЕННО перед слушателями открылась необъятность утрат русской культуры, связанная с гибелью тысяч наших храмов и сотен тысяч редких книг и рукописей. Докладчик аккуратно перечислил количество древних книг, в свое время хранившихся в храмах Мышкинского уезда, и можно было понимать, какое это было историческое богатство. И где оно сейчас?

А оно едва не на сто процентов погибло. В нашем крае остались лишь небольшое, но достойное собрание таких книг Мышкинского Народного музея и две книги музея кацкарей. И слава Богу, что хоть они остались, уцелели от разгула «атеистического» безумия…

ОТ КАЦКИХ ДО ДОНЕЦКИХ


Сотрудники музея Кацкарей.

Фото привлечено со страницы vk.com/katskari

Наше сообщение о русских этнических группах и доклад сотрудника музея кацкарей Н.В.Румянцева были достаточно близки по тематике. И то и другое рассматривали этнические особенности бытия разных групп русского населения. Если в первом проводились сравнения в сложении и существовании субэтносов, то во втором рассматривались конкретности одного из узловых моментов сельского бытия на Кадке – празднования масленицы. Оба выступления старались использовать большое количество фактического материала, привлекать убедительные примеры и строить обоснованные выводы о проявлениях этничности.

***

… РАЗМЫШЛЯЯ об этих докладах, невольно ставишь перед собой вопрос: этническая группа – она способна лишь уверенно преодолевать громадные исторические расстояния или же она может возникнуть на новом месте и обрести свои убедительные особенности? Субэтнос – это обязательно пришелец из глубины веков или это может быть конструкт, смело создаваемый из фрагментов былого и идей его нового осмысления?

Докладчики приходили как к мысли о закономерности и того и другого, так и к мысли о важности дальнейшего сохранения ярких этнических особенностей как опорных точек русской идентичности.

***

ГОДЫ И ЛЮДИ

Немало перекликались между собой выступления кандидата исторических наук, директора угличского архива Т.А.Третьяковой и председателя краеведческого объединения «Мышкин» О.Б.Карсакова. Они рассказывали о непростых жизненных путях людей, прикосновенных к местности долины реки Кадки. Если у Татьяны Анатольевны героем рассказа был представитель дворянского рода Смирновых, участник наполеоновских войн, то у Олега Борисовича это современный нам человек, исторический потомок дворян Ушаковых. То и другое сообщения были очень интересны и имели едва не приключенческие сюжеты.

Судьбы земляков для нас всегда интересны и мы расположены со вниманием наблюдать за повествованиями об их жизненных путях. Такие исследования оживляют прошлое и как бы приближают его к нам… Оно ясней нам видится из нашего XXI века.

***

ПОСЛЕ ТАКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ невольно задумываешься: а как же нам, нынешним музейщикам, восстановить «времен разорванную нить»? Как нам внести в уже чисто музейное повествование сведения о людском прошлом и настоящем? Как удачно привлечь внимание к уже далеким, давно отшумевшим судьбам и как помочь им сегодня чести и славе нашей малой родины? И, право же, эти вопросы отнюдь не безответны. Важно, чтобы явившееся и засветившееся Знание повлекло за собой Дело.

ЛЮДИ И ВОЙНЫ

ПЛАТУНОВСКИЙ КРАЕВЕД В. И. Иванова и рождественские школьницы Виктория Воротилова и Ульяна Евдокимова рассказывали о земляках, воевавших в Великую Отечественную войну, воевавших в Афганистане и служивших за рубежом в мирное время. Каждое из этих выступлений было сердечно трогательным, за строками каждого вставали судьбы русских солдат, верно служивших Отечеству. В равной мере содержательными были выступления ветерана краеведения Валентины Николаевны и совсем юных рождественских девушек. И может быть, их прочувствованные слова и есть самое лучшее и теплое воздаяние памяти защитников Родины, какое и может быть в нашей русской истории?

***

КАЦКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ в этой части своих занятий подошло к делу в равной мере и благородному и трудному. Наверное, русское краеведение одной из своих граней имеет создание честных рассказов о своих земляках, защитниках родины. У нашей страны судьба во многом военная, и едва не каждое поколение русских людей переживает очередную войну. Рассказы о солдатах очень и очень нужны потомкам, но трудность работы с ними заключается не только в сложности живого показа каждого человека, а и в великой численности солдатских судеб.

Но, как говорится, делайте то, что нужно и пусть будет то, что будет…

***

О РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ

Уже несколько лет тема жизни старицы Ксения является одной из главных в мышкинском церковном краеведении. Ею занимаются многие люди с разным успехом, но с равным вниманием и уважением к ней. Одним из этих людей является Г.А.Лебедева, ученый секретарь нашей народной Академии краеведения. На Кацкие чтения она предложила выступление о духовных связях старицы Ксении. Оно не преследовало цель рассказать обо всех и обо всем – это было бы делом невозможным ни по объему фактов – ни по регламенту Чтений. (Этому посвящена новая книга Галины Алексеевны, сейчас сданная в печать). А в кацком докладе было уделено внимание лишь небольшой группе людей, духовно общавшихся со Старицей. Это было тем интересней, что все эти люди – наши земляки, жители мышкинских территорий.

***

У КАЖДОЙ русской эпохи – свои герои. В том числе несущие духовный свет праведники Веры. Может быть, самым героическим в этом плане стало время 30-х годов ХХ века. В это время гроза репрессий была обрушена во многом на духовных людей, преданных Богу и религии. Тысячи и тысячи русских людей уходили в тюрьмы, ссылки, нА расстрел всего лишь за горячую преданность Вере предков. Сведений о них очень мало и они совсем отрывочны. Но, очевидно, это подлинные драгоценности нашей истории и сохранять нужно каждую малость.

***

ПУТИ ЖИТЕЙСКИЕ

Методист Мышкинского Народного музея М.В.Кайкова рассказывала о жизни одного из выходцев из кацкого края В.И.Коркунова. От крестьянских детских трудов этот человек дошел до поста заместителя министра лёгкой промышленности Белоруссии. Сообщение Марии Владимировны было наполнено живыми привлекательными деталями былого, хорошо проявлявшими старую жизнь большого села Рождествено и выбор деревенским парнем своего жизненного пути. Рассказ содержал как события значительные, так и происшествия самые бытовые и даже забавные, но в равной мере иллюстрировавшие тогдашнее время.

***

ТАКОЙ ТЕМЕ и в дальнейшем стоит уделять внимание. То есть теме выходцев из Деревни, волей исторических обстоятельств покидавших родные места и смело устремлявшихся к решению больших, уже отнюдь не личных задач. В двадцатые и тридцатые годы России вместо старой интеллигенции пришлось создавать свою интеллигенцию заново. Это были интеллигенты в первом поколении, и их путь был не прост и нелегок. Но прям и отважен, и нам стоит его правильно оценивать.

***

ДОРОГИ ИЛИ … НАПРАВЛЕНИЯ?

Создатель музея в Ордине, поэт П.Н.Голосов обратился к теме местных сельских дорог. Тема необычная, но чрезвычайно яркая и многомысленная. Павел Николаевич раскрывал ее очень предметно и убедительно. (Невольно вспоминалось знаменитое печальное суждение, что в России дорог нет, а есть лишь направления!). Все так, и рассказ о сельских дорогах и дорожных мытарствах местного населения прозвучал, как беспристрастная краеведческая летопись о том, что было и о том, что есть. Слушали с большим вниманием.

***

…ТАК СЛОЖИЛОСЬ у нас, что дороги (эти подлинные артерии жизни) все ХХ столетие были очень плохими. И появление тяжелой техники (особенно тракторов) им отнюдь не помогло, а вдребезги разбило и убило их. (Вот тогда-то они и стали направлениями…) И еще стали одними из ярчайших проявлений бесперспективности жизни советской Деревни. Могло ли в ее жизни что-то быть иначе? В том числе и с дорогами? Это серьезный вопрос для размышления не только краеведам, а и профессиональным историкам и социологам.

***

«ВАНЬКА-КЛЮШНИК» В РУССКОМ КОНТЕКСТЕ

Тонкий и смелый подход к вопросам русского самосознания осуществлялся гостьей из Ярославле С.Н.Левагиной. Она в своем анализе местной песенной культуры на примере старой народной песни была внимательна к народному исполнению и пониманию этого произведения. Подход был замечателен и неожиданно оживлен включением видеоматериалов с исполнением этой песни очень разными певцами. (от Лемешева до деревенских бабушек).

Решимся предполагать это лучшим выступлением нынешних чтений, как по оригинальности подхода к теме, так и по ее искусной подаче. Зал местами мог весело рассмеяться, а в иных случаях и слезы утереть.

***

… КОНЕЧНО, речь шла не только о народной песенной культуре (хотя и одна она очень заслуживает внимания!) Речь шла в целом о русском менталитете, тема по своему содержательно весьма нечеткая и даже трудно уловимая. Но тем больше чести докладчице, пожелавшей с нею работать.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

В нашем восприятии Чтения серьезно соприкасались с девятью значительными краеведческими направлениями. Вот они.

  • Вопрос создания и существования самодеятельных музеев – как пример местной народной инициативы в сфере культуры.
  • Углубленное изучение одного экспоната.
  • Подробное рассмотрение одного народного праздника.
  • Судьба человека – как тема краеведческого исследования.
  • Военная тема в разных ее аспектах.
  • Дорога – как качественная составляющая русского бытия.
  • Народная духовность в свете непротивления злу насилием.
  • Тема старой русской ментальности.

Все эти темы с разной степенью глубины освещались на Чтениях. Одни обрели глубокое рассмотрение, в других обозначились конкретные достижения, в третьих была видна возможность дальнейшей большой работы, но так или иначе занятия с каждой из них воспринимались в свете суждения известного творца и культуролога Густава Малера, заявленного как своеобразный девиз Чтений: «… Традиция – это поддержание огня, а не поклонение пеплу…»

В.Гречухин.


Воспоминания

ИЗ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ИСТОРИИ

«КРОХИ СТАРИНЫ…»

… Этого человека, бывало, мы встретили в селе Воскресенское-Нелединщино на Сити. Звали его Александр Иванович, фамилия – Тенишев. По всему было легко узнать в нем человека бывалого, немало пожившего в столицах, набравшегося уверенной хорошей культуры общения. (В пятидесятые годы, а эта встреча случилась в их самом конце), такие люди еще нередко встречались в наших краях. Старые отходники, питерцы по своему развитию были много выше всего остального деревенского населения. Их очень отличали открытость, общительность и некая радостная готовность поговорить с приезжими людьми. Поговорить на хорошие, интересные темы о своем крае.

Нас, троих мальчишек из восьмого класса мышкинской средней школы, в Воскресенское занесло желание увидеть великую красоту (так нам говорили) здешней старинной церкви. И не только снаружи посмотреть, а и внутри на все подивиться. Правда, «всего» - то оставалось совсем уж малость, ведь церковь в то лето нещадно разгромили так называемые «воинствующие атеисты». Но и на то, что еще оставалось, хотелось поглядеть.

И Валера Суров, Вова Дулин и я отправились в неблизкий путь. Добрались. Даже и все дикое безобразие разрушителей еще не убило светлого влияния красоты церкви. Мы ходили по гулким полам, разглядывали яркую живопись, собирали обломки золоченой резьбы, рассыпные по полу после жестоких ударов топоров «атеистов».


Северный фасад церкви Воскресения Словущего в селе Воскресенском (Воскресенское в Нелединщине) Некоузского района Ярославской области.

Зачем собирали? А жалко было этой рукотворной красоты, ведь ничего подобного нам видеть еще не случалось. И мы надумали несколько больших обломков сохранить, увезти в Мышкин – пусть они станут началом нашего мышкинского музея!

В газеты и разные обрывки бумаги мы неумело упаковывали свои находки уже на улице, на кладбище. Пожилой мужчина, шагавший по тропинке от железнодорожной станции, запросто, как-то по дружески и очень умело взялся нам помогать и все упаковал так, «что хоть в стенку бросай» - ничего не повредится.

Мы догадались, что наш новый знакомец в молодости, наверное, немало работал в северной столице по торговой части. «Да – улыбчиво согласился Тенишев - с мальчиков начал и до старшего приказчика дошел!»

Разговорились. Он позвал к себе, в соседнюю деревню Родионово, угостил пивом на меду и много рассказывал про родные места. Конечно, сразу по возвращению в Мышкин нужно было все до словечка записать, но ведь в те годы светло верилось в несокрушимость своей памяти. И записали лишь немногое. Вот что сегодня видно из тех коротеньких записей и скудных воспоминаний.

---------*--------------

- Я здешний, весь наш род с Сити. Наши старики хорошо знали и мышкинские времена (когда Мышкинский уезд был), и про древнюю старину всякого рассказывали. К примеру, про древние кладбища. Они – разные, всякие бывали. Вот, скажем у нас под селом много было древних могил – курганов. Небольшие, но приметные. В деревне Круглой там курган был только один, но большенький. В селе Никола-Могилицы курган громадный, уж кто такой насыпал и не понять…

Сейчас этот громадный курган лесом зарос, но все равно уж больно хорошо виден. На нем монашки из Шелдомежи каждое четвертое марта поминальные службы служили. В честь чего? А в память Сицкой битвы! И крест большой на кургане их заботами был поставлен…

Да про битву-то много всего старики баяли. Что, мол, в этом кургане все побитые были похоронены. Что за рекой, в Болотее немало татарской конницы потонуло… Что князь Юрий как понял, что все его дело уж безнадежно стало, в омуте у кургана казну свою утопил... Что какие-то ученые люди пробовали раскопать этот курган, громадную нору-пещеру выкопали и чего-то там нашли…

Наш разговор свободно перемещался по полузабытым далям былого и не мог не прийти к барским временам. Рассказчик и тут был многознающим. Он рассказал, как заселялась деревня Филиппово. О том, что «барин от вашего села Рождествена привёз сюда семь домов с семьями. А до этого деревни не было. Была только барская усадьба, но без крестьян. Да баре-то во многих местах жили, вот в Алешине и сейчас жив старый барский дом, сейчас в нем живет семья Ивана Никитина.

В Алешине еще жива и старинная школа, царская еще. Она уже несколько лет не работает, учить-то некого стало, а старенькая учительница в Алешине так и живет. Хорошая, душевная, разговорчивая.

А лес за Алешиным – уже монастырский был, Шелдомежской обители. Лес там разный, есть хорошие острова, особенно по гривам, а остальное – болотная поросль, сырь великая, глухомань, чащоба. Но по Сити по самому берегу – чисто, красиво, как в парке. Там и сейчас еще косят…»

Разговор свободно перемещался от темы к теме. И вполне ожидаемо вышел в теме «дикого барина», помещика Зыбина.

- Да никакой не дикий он был, а вполне культурный и очень хороший. Это по его имени торфяное предприятие и зовется Мокеихо-Зыбинское. (Говорили, что его-то предки сильно богаты были, что даже и Рожалово им принадлежало!) А каков был сам-то Зыбин? Огромного роста мужчина, очень запоминающийся! Был великим любителем охоты на всякую водоплавающую птицу. Силу имел большую, тяжелую резиновую лодку носил на плечах от заводи к заводи, от озера к озеру. Дружок у него был тоже охотник. Из крестьян! Вроде Мазая у Некрасова. Так Зыбин ему от доброго сердца новый дом построил. Вроде в Алешине? Не упомню…

А что потом было у Зыбина? А что-то в тоску и в беспорядочность он впал. На все рукой махнул, на все свои большие земельные владения. В конце концов все пропил и застрелился. Это еще до революции случилось. Думаю, повезло ему с этим, а то ведь не пощадили бы его…

А про Шелдомежь спрашиваете? Монастырь там был прекрасный, там хоть сейчас все и разгромлено, но побывать стоит. Красоты там много… Там на кладбище памятник: наверно и сейчас стоит… Основателю монашеской общины священнику Евфимию Антониевичу Предтеченскому. Я бывало, списал всю надпись с памятника. Вот сейчас принесу, покажу…

Вот она, в ней сказано, что служил он в Шелдомежи с самого начала, с возраста в 22 года. А всего там он прослужил 55 лет. Двадцать лет был законоучителем и пятнадцать лет духовником. На 67 году устроил при храме Шелдомежскую женскую общин. И был ее духовным отцом. Там вот как надпись кончается: «Доброму пастырю от благодарных духовных чад, начальницы общины монахини Леониды с сестрами на вечную память».

ИСКОРКИ ВОСПОМИНАНИЙ

В пятидесятые годы в нашем мышкинском Глотове было еще много стариков, способных припомнить разные яркие страницы былого. Однажды нашу беседу с ними мы начали с местных полевых и лесных названий. И мне быстро и бойко перечислили хорошую «семейку» здешних топонимов: Людеево, Поповка, Прядино, Фадеево, Антеплево, Костенево, Слинкино, Батоги… А в самой деревне различались три конца застройки – Графские, Мещанские, Барские. («Граф Апраксин очень хороший был. На волю от него крестьяне идти не хотели, плакали, чтобы их не отпускали!» А деревня у нас была большая – 68 домов, две кельи и двадцать один колодец. И в ней исстари имелась часовенка, это там, где сейчас у поворота дороги березка стоит, так слева, ежели от Мышкина ехать…»

По преданию наше Глотово раньше было селом, церковь тут стояла и была в ней особо почитаемая икона «Знаменье». А однажды она исчезла, а нашли ее недалеко от реки Сутки в кустах. Это почти что там, где сейчас Шипилово стоит. И так не раз повторилось! Делать нечего, срубили в том месте церковь, из глотовской все в нее перенесли и с тех пор Шипилово стало селом, а наше Глотово – деревней.

Но у нас в Глотове на месте того старинного храма часовенку маленькую сделали. Такая скромная, серым теском обитая. Но потом уж не на нашей памяти, а на памяти наших стариков собрались «всем миром» и часовню построили большую хорошую. Стала она, как маленькая церковь, на паперти даже колокол висел. А кругом сделали хорошую ограду и в ней березки стояли, «шарами» подстриженные. И в часовне хранилась здешняя уважаемая икона Спаса. Жива она в Глотове и сейчас, у стариков, что живут напротив часовенного места.

А ежели тебе интересно про мужицкие старинные заработки, то вот чего скажем: изо всех наших здешних деревень уходили мужики в столицу «варенье варить». Да, такой был отхожий промысел… К Черепенниковым и к Елисеевым. С чего так? А в Глотове у нас жили приказчики этих больших купцов, вот наши мужики про такую работу и прознали! Слышь, говорили, что до сорока рублей в месяц заработать можно. Большие деньги!

- А ты спрашиваешь про Сорокоумова, что он, мол, строитель храма в Шипилове и даже в Харинском? И на памятнике так написано? Да, написано. Но старухи уверяли, что не особо-то много Сорокоумов на стройку храма жертвовал. Он же, глотовской, как бы тут не знать? Говорили, что много больше жертвовали Сивохины.

Но, видишь ли, Сорокоумов был церковным старостой, то есть все дела хозяйственные через него. Стало быть, он вроде прораба был при стройке церкви. Вот, наверно, потому он и назван строителем?

А в Глотове он больше другим делом известен – долгой жестокой тяжбой с волостным старшиной. Они спорили, судились за землю некоего Булочкина…

А знаешь, милый человек, ведь чтимая икона «Знамение» свои странствия до сих пор не кончила. Как это понять? А очень просто – когда церковь в Шипилове зорили, так она тогда куда-то пропала, да так больше и не объявлялась. И где уж она обретается сейчас – это неизвестно…»


Здание старинной школы в селе Шипилово.

ОТ РЕДАКЦИИ: Все когда-то рассказанное нам в Глотове интересно не только как свидетельство устной народной памяти, но и как информация, вполне соответствующая достаточно строгим историческим данным.

Так церковь, которую некоторые наши ровесники еще помнят, как «храм Ивана Крестителя» (то есть Иоанна Предтечи) и действительно имела очень не простую историю. Эта некая «церковь-странница». Первоначально она стояла в лесном селении Кузьма-Демьян, которое в XVI веке было селом. После Смутного времени XVII века, когда здешние места пережили литовско-польский погром, церковь в разрушенном селе возобновлять не стали, а новую построили в деревне Глотово, которое и стало селом и центром здешней округи.

А потом, когда икона «Знамение» ушла оттуда на Сутку, храм перенесли в нынешнее Шипилово. Это было уже в XVIII веке. А в самом Глотове о прошлом напоминали часовня и большое кладбище вокруг нее. Когда уже в наше время по Глотову вели асфальтовую дорогу, то потревожили многие могилы, черепов и костей попадалось немало.

Не напрасно упоминание и о графских крестьянах. У графов Апраксиных порядки в управлении крестьянами были мягкие, очень терпимые. В воспоминаниях упомянута «земля Булочкина». Этот человек был известен не только как преуспевший в столице отходник, но и как благотворитель, нередко жертвовавший деньги на разные добрые дела. А что касается купцов Сивохиных, так это целая яркая и красивая тема. Их пожертвования на духовные и просветительские дела были замечательно велики. И в Шипилове до сих пор еще сохраняется вещественная память об этом - старинная каменная школа, построенная Сивохиными…


ЗАВОЛЖЬЕ В ДОКУМЕНТАХ

В ноябрьском и декабрьском номерах нашей газеты за прошлый год мы начали публикацию средневековых документов о землевладении ярославского Спасского монастыря в нашем Заволжьи. Сегодня мы продолжаем публикацию этих материалов, желая дать их полное изложение. Здесь, как и в предыдущих номерах, мы стараемся сохранить все особенности тогдашней орфографии и пунктуации и придерживаться максимальной полноты излагаемых сведений.

***

ДЕРЕВНЯ ТЕПЛЯКОВО, а Петряково тож, а в ней крестьян двор Девятко Иванов, двор Жданко Иванов, двор бобылей Софонко Олексеев, двор Мишка Иванов, пашни паханые двадцать одна четь в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён.

ДЕРЕВНЯ ОМЛЯКОВО, Комляково тож, а в ней крестьян двор Шестунка Иванов, двор Брашко Лукьянов да бобылей Ивашко Гурьев, двор Наумко Власьев, двор Сенка Давыдов, двор пуст Первуши Олексеева, живет в монастыре; пашни паханые двадцать пять четей в поле, а в дву потому ж худые земли; сена пятнадцать копён, лесу непашенного четыре десятины.

ДЕРЕВНЯ БОРИСЦЕВО а в ней крестьян двор Любимко Зиновьев, двор Пятунко Васильев, двор бобылей Прошка Иванов, двор Непостачко Федоров, пашни паханые двадцать пять четей в поле, а в дву потому ж худые земли; сена пять копён, лесу по болоту две десятины.

ДЕРЕВНЯ ОРЕФИНО на речке на Зверовке, а в ней крестьян двор Максимко Мартьянов, двор Сенка Обросимов, двор Кирилко Мартьянов, да бобылей двор Тренко Назаров, двор Тренко Осипов, двор Якунко Иванов, двор Первушко Иванов, пашни паханые двадцать четей с осьминою да перелогу лесом поросло девятнадцать четей с осминою в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать пять копён, лесу по болоту десятина.

ДЕРЕВНЯ СУКИНО, а в ней крестьян двор Гришка Дементьев, двор Пятка Савельев, да бобылей двор Серешка Игнатьев, двор Якунко Данилов, двор Ивашко Тихонов, пашни паханыя девять четей, да перелогу лесом поросло одиннадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу по болоту десятина.

ДЕРЕВНЯ ДЕНИСКОВО а в ней крестьян двор Стенко Иванов, двор Данилко Степанов, двор бобыль Федка Давыдов, место дворовое Ивашко Давыдов, а он живет у Федки Давыдова, место дворовое Ефремка Игнатьева, а он живет у Томилки Степанова, пашни паханые двенадцать четей, да перелогу лесом поросло шесть четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена десять копён.

ДЕРЕВНЯ КАДНИЦА, Щаповская тож, а в ней крестьян двор Олёшка Иванов, двор Тимошко Семёнов да бобылей двор Максимко Иванов, двор Ивашко Олексеев, пашни паханые четырнадцать четей, да перелогу лесом поросло одиннадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу по болоту две десятины.

ДЕРЕВНЯ СУВОРОВО, а в ней крестьян двор Тренка Фёдоров, двор Шумилко Нестеров, двор Данилко Клементьев, двор бобыль Никитко Васильев, пашни паханыя шестнадцать четей, да перелогу лесом поросло девятнадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена сорок копён, лесу непашенного по болоту три десятины.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Николо-Корме Рыбинского района Ярославской области.

Фото: Чупринин Михаил Владимирович.

ДЕРЕВНЯ СИДОРОВО, а в ней крестьян двор Фомка Лукьянов, двор Дружинка Тимофеев да Левка Трофимов, двор Олешка Васильев, двор Тренко Степанов, да бобылей двор Филка Иванов, двор Демка Иванов, пашни паханые четырнадцать четей, да перелогу лесом поросло десять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена сорок копён, лесу по болоту три десятины.

ДЕРЕВНЯ ЗАЙМИЩА, а в ней крестьян двор Шестачко Степанов, двор Гришка Ермолин, пашни паханые пять четей, да перелогу лесом поросло шесть четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён.

ДЕРЕВНЯ НЕЛЮБОВО на реке на Верховке, а в ней крестьян двор Прошка Дмитриев, двор Ивашко Михайлов, двор Пятко Оксёнов до Гришка Ермолин, двор бобыль Левки Тихонова, пашни паханые двенадцать четей в поле, а Тихонов, пашни паханые двенадцать четей, да перелогу лесом поросло четь с осминою в поле, а в дву потому ж средние земли, сена тридцать копён, лесу по болоту три десятины.

ДЕРЕВНЯ ПРОТИВЬЕ на болоте, а в ней крестьян двор Васка Васильев, двор Гразска Борисов, двор бобыль Осташка Семенов, пашни паханыя десять четей, да перелогу лесом поросло восемь четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу по болоту десятина.

ДЕРЕВНЯ ПРОСКУРНИЦЫНО, Круглица тож, на Череможском рубеже, а в ней крестьян двор Неустойко Никонов, двор Ивашко Елизаров, двор бобыль Власко Анфимов, пашни паханые десять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу по болоту две десятины.

ДЕРЕВНЯ ШИШЕЛОВСКОЕ на Череможском рубеже, а в ней крестьян двор Ондрюшко Савельев, двор Ромка Козмин, да бобылей двор Ондрюшка Федоров, двор Сенко Фадеев, пашни паханые пятнадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу не пашенного три десятины.

ДЕРЕВНЯ СУРИНСКАЯ на Череможском рубеже, а в ней крестьян двор Гришка Иванов, двор бобыль Ортюшка Гурьев, пашни паханые девять четей, а перелогу лесом поросло десять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена десять копён, лесу непашенного десятина.

ДЕРЕВНЯ ВАСЮКОВА, а в ней крестьян двор Десятко Микитин, двор Данилко Фролов да Стенко Степанов, двор бобыль Копурко Леонтьев, пашни паханые осьмнадцать четей, да перелогу лесом поросло шесть четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу по болоту десятина.

ДЕРЕВНЯ ЛОГИНОВО, а в ней крестьян двор Ивашка Емельянов, двор Якунко Олексеев да Митка Степанов, да бобылей двор Олёшка Степанов двор Тишайко Яковлев, двор Климко Емельянов, пашни паханые шестнадцать четей, да перелогу лесом поросло восемь четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу непашенного десятина.

ДЕРЕВНЯ БОРТНИЦА на Череможском рубеже, а в ней крестьян двор Якунко Селуянов, двор Матюшко Гаврилов, двор бобыль Потапко Яковлев, пашни паханые шестнадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён.

ДЕРЕВНЯ ЧАИЛОВО на речке на Зверовке, а в ней крестьян двор Офремко Семёнов, двор Ивашко Чиманов, да Гранко Иванов, да бобылей двор Безсонко Иванов, двор Сенка Игнатьев; пашни паханые двадцать одна четь без полуосмины, да перелогу лесом поросло семь четей с полуосминой в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу непашенного десятина.

ДЕРЕВНЯ ЛИПКИ, а в ней крестьян двор Марка да Ивашки Гурьевых, двор Ганка Васильев, бобылей двор Олешка Федоров, двор Володка Иванов, пашни паханые двадцать четыре чети в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу непашенного десятина.

ДЕРЕВНЯ ДОСКИНО, а в ней крестьян двор Тренко Яковлев, двор бобылка вдова Федорка Офонина, жена Гурьева: пашни паханые три чети, да перелогу лесом поросло девять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена десять копён, лесу непашенного десятина.

ДЕРЕВНЯ ШЕШЕВИНО на речке Волаше, а в ней крестьян двор Лукашко Устинов да Олёшка Ондреев, пашни паханые десять четей, да перелогу лесом поросло две чети в поле, а в дву потому ж средние земли, сена пятнадцать копён.

ДЕРЕВНЯ ПОЛУЕВО, а в ней крестьян двор Ромашка Тимофеев да Обрашка Сергеев да Данилка Дементьев да Богдашка Матвеев да Ивашко Дмитриев да бобылей Кирилко Ондреев, двор Ивашко Сазонов, двор Мишка Филипов, двор Тренка Степанов, двор Гришка Дмитриев, пашни паханые двадцать восемь четей в поле, а в дву потому ж средние земли, сена двадцать копён, лесу непашенного десятина.

ДЕРЕВНЯ ВАХРУШЕВО а в ней крестьян двор Овдейко Ларионов, двор Степка Ондреев, двор бобыль Ониска Ларионов, пашни паханые десять четей, да перелогу лесом поросло шесть четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу по болоту три десятины.

поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу по Короваевскому мху пять десятин.

ДЕРЕВНЯ КАЛИТА, а в ней крестьян двор Завьялко Ермолин, двор бобыль Елизарко Семенов, пашни паханые две чети, да перелогу лесом поросло три чети в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пять копён.

ДЕРЕВНЯ ЖИТНИЦЫНО, а в ней дворовый крестьянин Тимошка Якимов, да бобыля двор Ивашка Михайлова, пашни паханые десять четей, да перелогу лесом поросло четыре чети в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пять копён.

ДЕРЕВНЯ ЗАЁМ, а в ней крестьян двор Ромашка Семенов, двор Завьялко Иванов, двор Ивашко Иванов, да бобылей двор Петрушка Яковлев, пашни паханые одиннадцать четей, да перелогу лесом поросло пять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён.

ДЕРЕВНЯ ШУВАРИНО, а в ней крестьян двор Тренка Степанов да племянник его Ондрюшка Осипов да Федка Федотов, двор бобыль Шумилко Ондронов, пашни паханые семь четей в поле, да перелогу лесом поросло, а в дву потому ж худые земли, сена пять копён.

ДЕРЕВНЯ ТУПИЦИНО, а в ней крестьян двор Олешка Федотов, двор Офонка Степанов, двор бобыль Несмеянко Ондронов, пашни паханые четырнадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена десять копён.

ДЕРЕВНЯ ОСИНО, а в ней крестьян двор Якунко Онцыфоров, двор Стенка Иванов, двор Ондрюшка Лукьянов, двор бобылка вдова Ульяница Перфильевская, жена Иванова, пашни паханые десять четей, да перелогу лесом поросло четыре чети в поле, а в дву потому ж худые земли, сена восемь копён.

ДЕРЕВНЯ ЛЮТОВО а в ней крестьян двор Мишка Иванов, двор Ивашко да Сенка Семеновы, двор бобыль Пятунка Семенов, пашни паханые двенадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена девять копён.

ДЕРЕВНЯ ЧЕРЕМНОЕ, а в ней крестьян двор Сенка Дементьев да Кузка Обросимов, двор Марка Константинов да Митка Семенов, двор Пинайко Родионов, двор бобыль Пятунко Прохоров, двор бобылка вдова Овдотьитца Родионовская, жена Дементьева, пашни паханые двадцать пять четей в поле, да перелогу лесом поросло тринадцать четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена тридцать копён.

ДЕРЕВНЯ ТАРБИНО, а в ней крестьян двор Пятунко Наумов, двор Ермилка Федоров да Оска Иванов, двор бобыль Девятко Ларионов, пашни паханые шестнадцать четей, да перелогу лесом поросло шесть четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пять копен, лесу по болоту полдесятины.

ДЕРЕВНЯ ПЕРЕСТОРОНИНО, а в ней крестьян двор Данилко Карпов, пашни паханые семь четей, да перелогу лесом поросло пять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена десять копён.

ДЕРЕВНЯ ВЕРХНЕЕ УСТЬЕ на реке на Корме, а в ней крестьян двор Филка Семенов, двор Ивашко Харламов, да бобылей двор Митка Власьев, двор Ганка Власьев, пашни паханые двадцать четей, одна четь в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу пашенного рощи три десятины.

ДЕРЕВНЯ БЫКОВСКАЯ на верховье реки Кормы, а в ней крестьян двор Кирьянко Гаврилов, двор бобыль Богдашко Кирьянов, пашни паханые восемь четей, да перелогу лесом поросло двадцать пять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу по болоту три десятины.

ДЕРЕВНЯ ЛЯПУНИЦИНО а в ней крестьян двор Офонка Осипов, двор бобыль Богдашка Ермолин, пашни паханые пять четей, да перелогу лесом поросло пятнадцать четей в поле а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копён, лесу пашенного три десятины.

ДЕРЕВНЯ КУЛИГИ на реке на Волге, а в ней крестьян Добрынко Никитин да Гришка Васильев, пашни паханые четыре чети, да перелогу лесом поросло пять четей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена пятнадцать копён, лесу рощи пашенные две десятины.



Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» -В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 120, март 2020 г.
Мышкинский народный музей,
2005-2020
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru