Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
№ 2 Выпуск 131
февраль 2021 г.

Неугомонный Махаев

«НАША» ЛУГА»

В предшествующем номере нашей газеты мы рассказывали о том, как краеведчески трудится в Петербурге наш «десантник», председатель «Мышкинского землячества» Г.И.Махаев. Мы сообщили, что кроме мышкинских краеведческих изысканий он еще много участвует и в петербурговедении. Геннадий Иванович занимается в клубе любителей книги Невского района, он создал петербургское отделение «Мышкинского землячества» и издает краеведческую газету Невского района «На двух берегах».

Но «фронт» его стараний гораздо шире. И сегодня мы рассказываем еще об одном его издании. Это краеведческая газета Кингиссепского района Ленинградской области «Наша «Луга». Издает ее садоводческое некоммерческое товарищество «Луга», а редактирует, конечно, Геннадий Иванович. Газета печатается в ООО «Омикрон» Санкт-Петербурга, ее тираж сперва был 50 экземпляров, а в свет она выходит с 2019 года. Каково это краеведческое издание?

В первый год своей работы оно уделило пристальное внимание периоду после гражданской войны – электрификации Ямбурга (будущего Кингиссепа), работе коммун, озеленению города и театральной жизни Ямбурга. Газета практикует и перепечатку материалов из давних петроградских и ямбургских газет. Некоторые перепечатки весьма редкостны, например такой является публикация об истории Туркестанского полка, в свое время воевавшего в окрестностях Ямбурга. (Она привлечена из очень давней полковой газеты «Удар»). Уже в первый год своего издания «Наша «Луга» часто обращалась к литературному творчеству земляков, помещая стихи и миниатюры, созданные в 40 50 годы прошлого столетия. В них много человечности, чувства, непосредственности.

Газета продолжала свою работу и в 2020 году. До осени уже вышли шесть ее номеров. Они весьма информационны, её создатели очень широко и разнообразно обращаются ко временам былым. Например, весьма детально рассказано о железнодорожной станции Ямбург. Не менее внимательны ее авторы и к школьной тематике, повествуя об истории местных школ (в том числе и о внеклассной воспитательной работе).

Ямбург центр сельскохозяйственного района, а потому краеведческая газета не может обойтись без старой сельской тематики. И здесь всего хватает – как сообщений о трудовых победах, так и о «классовой борьбе» на селе. «Наша «Луга» почти в каждом номере публикует садоводческие материалы (помним, что ее издателем является местное садоводческое товарищество!) Но ее никак не упрекнешь в отсутствии внимания к нашим современникам – здешним труженикам. В ней бывают материалы о заслуженных людях, ветеранах труда.

А как же не вспомнить своих давних предшественников? И краеведческое издание внимательно обращается к первой ямбургской газете 1920 года «Плуг и молот», а затем свой рассказ доводит до «Кингиссепского колхозника» 50-х годов прошлого века. И при этом краеведческое издание опять же немало внимания уделяет литературе, в частности конкурсам, проводимым в те далекие годы.

«Наша «Луга» богато иллюстрирована, в ней множество рисунков и фотографий, все они привлечены из той же эпохи, о которой идет речь. Некоторые из них очень выразительны и очень ярко передают характер и дух эпохи. Иллюстрации даются на любой вкус, по любой теме. Там такой сугубо бытовой материал, как о бане, сопровожден прекрасным агитационным плакатом «Баня лечит!»

«Наша «Луга» полагает, что краеведческое издание не следует делать слишком уж серьезным, доводя его до сухости и скучности. И в каждом номере есть тексты юмористического характера (и тоже с веселыми иллюстрациями!)

Трудно сказать, какая сторона жизни мало или недостаточно освещена краеведческой газетой. Она вспоминает даже и о весьма давнем, в частности о судоходстве по реке Луга, начав свое сообщение с 1867 года! Авторы припомнили все виды здешнего водного транспорта, имена тогдашних пароходов и даже фамилии их капитанов. Очень хорошо раскрыта эта тема.

И в заключении не можем не сказать, что краеведческое издание постепенно богатеет авторским вниманием. Начав с тиража в 50 экземпляров, сейчас они довели тираж до шестидесяти!

Редколлегия «Мышгорода».

Городские новости

УСТАВ самоуправления города Мышкина получил ряд важных уточнений и пояснений. В их числе развернутое толкование о правах и обязанностях депутатов муниципального совета и о правах и обязанностях главы городского самоуправления. Все сделанные уточнения имеют серьезное значение для работы городского самоуправления.

«ВЫСТРЕЛ» этот местный военно-патриотический клуб получил почетное имя – Героя Социалистического Труда, создателя и конструктора легендарного танка «Т-34» Михаила Ильича Кошкина. И на днях клуб получил хорошее пополнение – новую группу ребятюнармейцев. А еще он получил несколько приятных подарков, среди которых есть и денежный (от администрации города).

ЭНЕРГЕТИКИ района, чья база располагается в Мышкине, получили современный автомобиль, специализированный для работ на дальних электролиниях. И получили новое кадровое пополнение, коллектив обновился почти на 20 процентов.

В РЕГИОН поступили одиннадцать автомобилей неотложной скорой помощи. Один из них предназначен для нашей больницы имени Д.Л. Соколова.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИСИЯ под председательством нашего Губернатора Д.Ю. Миронова предложила поощрить за успешное проведение благоустроительных работ и за хорошую подготовку документации администрацию восьми муниципальных районов. В их числе и администрация нашего района.

Народный музей

БАЛ в «Тютчевском доме». Уже несколько лет это прелестное мероприятие украшает жизнь нашего города. Бальный сезон размахивается широко, выходя из стен «Тютчевского дома» и «Мышкиных палат», и в день города вплескивается на улицу! Но вот нынче с этим все обстоятельства необычно суровы и нерадостны, эпидемия продиктовала много ограничений.

НО! Но поклонники бала решительно высказались за сохранение красивой традиции и за то, чтобы хоть один раз в год вся их радость вновь просияла. И перед новым годом бал в «Тютчевском доме» вновь состоялся. Два десятка пар, великолепная танцевальная программа, выборы короля и королевы бала, все состоялось!

КОЛЛЕКТИВ Народного музея тоже решил собраться на традиционный праздничный вечер. Пришли все, кто был верен нашему учреждению в это нелегкое время. И вечер имел богатую программу – от годового отчета о нашей совместной работе до планов на новый год, до праздничных забав, игр и танцев. Допоздна сияли окна «Тютчевского дома». Вечер дал много места и общему отдыху и общим размышлениям о новых делах.

КНИГА ЗА КНИГОй. Это мы сказали о литературной деятельности одного из краеведов, общественного администратора «Тютчевского дома» Г.А.Лебедевой. В самый канун нового года вышла ее очередная книга (третий том ее записок «Мы-были...») А у автора уже новые идеи и начинания, она приступила к работе над следующей книгой, о сельских библиотекарях.


Соседская страница

ВЗГЛЯД В ГОД МИНУВШИй

Мы не спешили с итоговой соседской страницей, ведь кроме новогодья первого января русские люди всегда отмечают и «старый» Новый год (13 января). А потому оглянуться на события года ушедшего мы решили только после старинного новогодья.

Мы всмотрелись в череду хороших событий, которые происходили у наших соседей, угличан и некоузцев, и среди них выбрали те, которые нам показались наиболее привлекательными и чем-то особенными. Может быть, мы что-то недостаточно оценили или чего-то не приметили, ведь жизнь любого района – это целая «страна» всяких примечательных дел! Но пусть нас простят наши соседи, мы сегодня перечисляем то, что именно НАС особо привлекло и заинтересовало.

ПО УГЛИЧУ И РАйОНУ

УГЛИЧ ВЫИГРАЛ грант Министерства строительства в размере 70 миллионов рублей, участвуя во всероссийском конкурсе «Исторические поселения и малые города». Угличане преуспели в группе городов с населением от 20 до 50 тысяч человек. Благодаря гранту они желают

улучшить «портрет» центральной части города. ГЛАВА УГЛИЧСКОГО РАйОНА А.Г. Курицин принимал участие в значимом совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным по вопросам развития малых городов, состоявшемся в Переславле-Залесском. Много внимания было уделено сильно устаревшей инфраструктуре малых городов.

НАЧАЛ РАБОТУ новый физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп» с плавательным бассейном. В сентябре им получена лицензия на ведение образовательной деятельности. В бассейне у школьников проходят уроки физкультуры.

В ДЕРЕВНЕ НИНОРОВО была закрыта здешняя школа. Но ее хорошее здание решили использовать для других целей. После некоторого переоборудования там открыли спортивнодосуговый центр. Здание приняло библиотеку и сельский клуб, есть в нем и спортивный зал.

ЗАВЕРШЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО Дома культуры в поселке Отрадном, в котором очень нуждалась тысяча здешних жителей. Это удалось сделать в рамках реализации национального проекта «Культура», здесь будут работать библиотека и творческие студии. Здание имеет зрительный зал на 150 человек и помещение с зеркалами для проведения уроков танцев.

ПРЕКРАСНО ДЕйСТВЕТ левобережная баня, отсутствие которой очень печалило здешних жителей. Недавно здесь провели капитальную реконструкцию сауны, помещения которой облицевали материалами из лиственных пород деревьев, увеличили число мест для посетителей.

НА СЦЕНЕ городского Дворца культуры выступили артисты Вышневолоцкого театра. Они показали водевиль «Девушка-гусар» и комедию «Женитьба Бальзаминова». Гастроли были запланированы давно, но в сроки их проведения внесла свои «поправки» пандемия.

В ЦЕНТРЕ УГЛИЧА появился новый ресторан с приветливым названием «Гости». Он старается разнообразное меню соединить с почти домашней обстановкой.

НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ Углича открыт центр общественных инициатив. Здесь уже сейчас проводятся разнообразные выставки, собираются на свои занятия любители танцев, йоги, вязания, работают разнообразные кружки.

УГЛИЧСКАЯ швейная фабрика в поселке Отрадном успешно ведет производство защитных масок из хлопчато-бумажного полотна. Они поступают на прилавки местных аптек.

ВЫПОЛНЕНА масштабная реставрация одной из самых известных угличских церквей, храма царевича Дмитрия, что «на поле». Внешний вид храма существенно приблизился к историческому первоначальному. Реставрация велась и в интерьерах церкви.

НЕМЕЦКИЕ ДРУЗЬЯ из города-побратим Идштайна перечислили сто тысяч рублей для оказания продуктовой помощи угличанам, потеряв-

шим работу во время эпидемии. И еще сто пятнадцать тысяч рублей они направили на приобретение школьных наборов для детей-инвалидов.

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ЯРОСЛАВСКОй ОБЛАСТИ были вручены награды Союза журналистов России. Почетным знаком «За заслуги перед профессиональным сообществом» отмечен главный редактор «Угличской газеты» и журнала «Углече Поле» А.Ю.Суслов.

НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ недалеко от деревни Покровские Горки предприниматель Дмитрий Ширгаев открыл экологический парк-отель «Легенды леса». Здесь есть пасека, контактная экоферма и конный двор.

ИЗВЕСТНЫй угличский краевед Валерий Курочкин издал книгу «Блокада Ленинграда и Углич», в ней освещены различные связи двух городов в трудное военное время. Презентация новой книги состоялась в библиотеке имени Н.Н. Старостина.

КОРОТКОМЕТРАЖНАЯ кинокартина «Понятой», в которой снимался угличский актер Денис Кузнецов, попала в число финалистов кинофестиваля «Свет миру». Денис не забыл о родном городе и представил кинофильм на показе в Угличе.

В УГЛИЧСКОМ РАйОНЕ шесть школ вошли в программу «Точки роста», которая реализуется в рамках национального проекта «Образование». За счет федеральных средств кабинеты оснащены интерактивными экранами, ноутбуками, ЗД принтерами. Центры по разным профилям обучения обустроены в четвертой, шестой, седьмой и восьмой школах города и Отрадновской средней сельской школе.

У МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА «Солнечный» состоялось открытие мемориальной доски общественному деятелю Угличского района Вячеславу Мишустину.

СВОй ЮБИЛЕй (55 лет) отметил стадион «Чайка», главное спортивное сооружение города и района. В этот день прошли разные спортивные мероприятия, и в день славного юбилея в Угличе чествовали ветеранов спорта.

БАСКЕТБОЛЬНАЯ КОМАНДА «УгличРостов Великий» второй год подряд выходит в финал первенства России. Угличский тренер Марина Приказчикова рассказала, что спортсмены проявили старательность и подлинный ярославский патриотизм, компенсировавшие недостаток физических ростовых данных.

ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА девушек «Старт» под руководством тренера Сергея Медведева дебютировала в первенстве ассоциации минифутбола «Золотое кольцо» и заняла третье место.

ЧЕТЫРЕ УГЛИЧСКИХ СЕМЬИ стали участниками открытого форума клубов молодых семей Ярославской области. В Ярославль приехали со своими детьми семьи Мустафаемых, Кошкиных, Мякининых, Пятновых.

ВОСПИТАННИК отделения полиатлона спортивной школы «Спарт» Игнат Беляев стал губернаторским стипендиатом, а его тренер Анна Ашманина удостоилась губернаторской премии.

***

ПО НЕКОУЗСКОМУ РАйОНУ

В СЕЛЕ ВОСКРЕСЕНСКОЕ Веретейского сельсовета совершено великое и благородное дело – здесь стараниями общественности и местной власти создан небольшой Мемориал памяти воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Все основные средства для создания Мемориала выделил здешний уроженец Илья Николаевич Старцев, индивидуальный предприниматель. Они же взял на себя приобретение материалов и всю организацию работ. Помогали ему Иван Гордеев, Евгений Старцев, Андрей Белов, Константин Кучин, Николай Бранцев, да и местные жители в стороне не остались, хотя их в Воскресенском сейчас и совсем немного, всего десять человек.

На плитах Мемориала следовало написать 58 имен и фамилий, даты рождения и гибели, сбором сведений занимались Т.А. Воронина и Г.В. Антонова, и они до сих пор ведут эту работу, уточняя и поправляя имеющиеся сведения и значительно пополняя их. Старожил села М.Ю.Старцев полагает, что нужно будет на Мемориале установить еще несколько плит, потому что уже сейчас известно еще более пятидесяти фамилий, которые тоже следует увековечить.

В АКДЕМГОРОДКЕ БОРОК в этом году открылся первый сетевой магазин. Это «Магнит». Он работает ежедневно с восьми часов утра до десяти часов вечера. В нем три кассы, поэтому очереди покупателей не создается. Товары здесь разнообразные и пользующиеся хорошим спросом.

ЖИВЕТ БЫКОВО! Быково – это местечко, где с конца XIX века существовал женский монастырь, а в советское время в его зданиях было открыто училище механизации, которое еще помнят многие ярославцы. Училище просуществовало до конца 80-х годов, а потом были годы разрухи. Но бывшая монастырская усадьба вся была передана русской Православной церкви.

Сейчас здесь действует небольшой женский монастырь. Силами его восстановили основное здание, дали ему достойный ремонт, создали в нем домовую церковь преподобного Сергия Радонежского, в которой иконостас расписали сами монахини. Восстанавливается Покровский храм. На территории устроили небольшой огород, сделаны посадки фруктовых деревьев. Монастырь открыт для паломнических посещений. Духовная жизнь в нем развивается и укрепляется.

В ПОСЕЛКЕ ОКТЯБРЬ и окружающих селениях проводится демонтаж старого газораспределительного оборудования во дворах. Газовые емкости теперь более не нужны, потому что все значительные дома переводят на сжиженный баллонный газ. Да и компания, которая обслуживала газовые емкости, прекратила свое существование. Поэтому принято решение ликвидировать три подземные емкости в самом Октябре и три установки в селе Мокеиха.

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО Некоузского района включает много замечательных людей, каждый из которых заслуживает высокого отзыва за его труды по родиноведению. Но нам кажется, что среди этих достойных людей особо выделяется Алевтина Борисовна Целикова. На нас очень большое впечатление произвела ее замечательная книга «Романиха, что у Верексы». Мы, мышкинские краеведы, кажется все, с большим вниманием и душевной растроганностью прочитали ее.

Краеведение нередко дарит читателям множество интересных сведений и ярких впечатлений. Но не каждое такое произведение отличается очень глубокой душевностью и тонкой теплотой беседы с читателями. А вот книга Алевтины Борисовны этим исключительно богата, и в целом это прекрасный рассказ о мире одной русской деревни, славной своими большим трудами и добрым укладом всей своей жизни.

Некоузская районная газета «Вперед» поздравила Алевтину Борисовну с юбилейным днем рождения, поместив большое повествование об ее жизни, написанное с большой проникновенностью Н. Сусловой. К поздравлению присоединились коллектив учителей Парфеньевской школы, администрация сельского поселения и многочисленные ученики Алевтины Борисовны.

В АКАДЕМГОРОДКЕ БОРОК традиционно проводится теннисный турнир. Нынче он проходил в тринадцатый раз. И хоть эпидемия сильно убавила число участников, но зато география этого участия оставалась широкой – кроме самих борковчан приехали теннисисты со станции Волга, из села Новый Некоуз, из тверского поселка Сонкова, из городов Бежецка и из Рыбинска.

Соревнования прошли в Доме культуры, где обычно занимаются участники здешнего клуба «Академик». Первое место занял Александр Шохин (Бежецк), второе – Сергей Смирнов (Рыбинск), третье – Татьяна Сметанина (Борок), так что кубок турнира на этот раз уехал в Бежецк.


ДУХОВНОСТЬ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ

(Документы волостных судов Мышкинского уезда Ярославской губернии 1910-х гг, как свидетельство религиозности местных крестьян)

Государственный архив Ярославской области хранит немало гражданских дел волостных судов Мышкинского уезда за 1910 годы. Они показывают: даже в условиях кризиса российского православия провинциалы сохраняли глубокие религиозные чувства. Об этом говорят даже описи имущества.

***

К 1910 годам о кризисе российского православия заговорили даже в официальной церковной печати. В «Ярославских епархиальных ведомостях» 1913 года читаем: «С учреждением в России Государственной думы и дарованием народу выборных собраний выслушать публичный о себе народный голос. К общему изумлению, резко прозвучал этот голос. Нельзя было не признать, что пастырский авторитет стоит в народном сознании не на месте, и что надлежит ему стать здесь выше, чем он стоит».

Одной из причин этого была дороговизна церкви для прихожан. Те же «Епархиальные ведомости» за тот же 1913 год пишут о дискуссии вокруг идеи увеличить отпускную цену на свечи местного свечного завода. Некий священник «К.П.» предупреждал: рост заводских отпускных цен неизбежно приведет к росту цены каждой отдельной свечки для прихожан. «А попробуйте простой деревенской женщине дать вместо нынешней пятачковой свечи за ее пятачок ту свечу, которую она привыкла покупать за 3 копейки да ведь целый бунт произойдет на местах из-за этой расценки!», живописал он.

Примечательный акт был совершен 7 мая 1913 года рыбинским нотариусом В.А. Арсеньевым, в контору которого пришли «крестьянин Мышкинского уезда деревни Аристова Николай Усов и священник церкви села Тимохова Мышкинского уезда Михаил Зеленецкий». Крестьянин продал священнику «участок пахотной земли в 1 десятину, прилегающий к земле церкви села Тимохова» за 300 рублей; «все расходы и пошлины по свершению купчей» и при этом также были отнесены на счет священникапокупателя. Средняя стоимость десятины земли без построек в Мышкинском уезде в том году составляла чуть более 87 рублей, т.е. с «лица духовного звания» продавец взял предельно высокую цену (видимо, полагая того богачом, с которого «взять лишнего» не жалко).

Впрочем, находим на страницах «Ярославских епархиальных ведомостей» и противоположные свидетельства – о щедрости прихожан. Так, 7 мая 1912 года «архипастырское благословение с выдачею установленных свидетельств» было преподано целой группе жителей города Мышкина. Вдова почетного гражданина Е.А. Чистова пожертвовала в местный Успенский собор «сплошь вызолоченный киот для ношения в крестных ходах особо чтимого прихожанами образа Божией матери, стоимостью 300 рублей», а крестьянин А.В. Константинов – «сто рублей на сооружение металлического киота для ношения по домам прихожан того же образа». «Мещанская девица» Наталья Баранова подарила тому же храму «четыре иконы, (в совокупности) стоящие сто рублей».

Подобные публикации в церковной печати «приоткрывают» интересную и противоречивую ситуацию, к 1910-м годам сложившуюся вокруг восприятия православия российскими провинциалами. А именно: выдвигая претензии к РПЦ как официальному ведомству, мещане малых городов и крестьяне сохраняли глубокое религиозное чувство и почитали православные святыни.

Об этом прямо свидетельствует такой оригинальный исторический источник как гражданские дела волостных судов. В Государственном архиве Ярославской области сохранилась весьма обширная подборка подобных дел судов Мышкинского уезда, позволяющая детально рассмотреть ситуацию.

Крестьян в системе пореформенного российского права «воспринимали как группу населения, обладающую отличным от других правовым статусом. В связи с этим все спорные и имущественные вопросы между крестьянами рассматривались не в общем суде, а в волостных судах, члены которых выбирались

из крестьян. Эти суды обладали полномочиями выносить приговоры не на основании общего гражданского права, а в соответствии с местными обычаями». Волостной суд «судил крестьян по мелким делам не на основании общих законов, а на основе местных крестьянских обычаев, что было очень важно для России того времени, бывшей более чем на три четверти крестьянской страной». Документы волостных судов составлялись также самими крестьянами и вполне отражали их мировоззрение.

Среди гражданских дел, разбиравшихся волостными судами, нередки были споры о наследстве. Перед их рассмотрением каждый раз составлялась «охранительная опись» спорного имущества; по поручению волостного суда ее составляла группа крестьян, не являющихся родственниками тяжущихся, во главе с сельским старостой. Какой-то особой установленной законом формы, по которой был должен писаться подобный документ, не было – поэтому описи весьма четко отражали мировоззрение сельских жителей.

Одной из особенностей этого мировоззрения был чрезвычайно развитый прагматизм. Деятельность селянина направлялась, прежде всего, на достижение практического результата: заработать больше денег, снять наилучший урожай и т.д. Особо актуально это было в условиях малоземелья большинства крестьян Ярославской губернии. Эта особость мировоззрения селян отражалась и в описях имущества, составлявшихся ими. А именно: то, к чему крестьяне имели душевную привязанность, они всегда оценивали дорого и в денежном выражении.

Например, деревенские жители почти никогда не указывали в описях имущества стоимость земельного надела – писали просто «один надел земли» (или «полнадела», «два надела», в зависимости от того, сколько принадлежало наследодателю). В этой оценке сошлось и традиционное представление селян, что «земля – Божья» и частной собственностью быть не может; и осознание, что в условиях общинного землевладения конкретный кусок земли «твой» до первого передела; и понимание, что в данной местности земля сама по себе никого прокормить не в состоянии.

В этом отношении характерна «Опись имущества. Оставшегося после смерти Северьяна Рыбкина», составленная 1 июня 1912 года по распоряжению Хоробровского волостного суда Мышкинского уезда. Покойному крестьянину принадлежали права на три надела земли в общине, а еще он успел купить три отдельных земельных участка, ставших его владениями в полном смысле этого слова (конкретный участок в четко обозначенных раз и навсегда границах). В описи читаем: «Земли надельной – 3 надела. Цена (Прочерк). Купленной земли в трех местах, (всего) около 3 десятин. Цена: 150 рублей». Логика составителей акта понятна. «Купленная земля – это собственность в полном смысле, поэтому должна иметь и цену. А зачем оценивать то, что «твое» только номинально и может быть передано другому в любой момент по решению сельского схода?

Если взглянуть на «охранительные описи» с этой точки зрения, то видно: несмотря на кризис «официального» православия, селяне сохраняли глубокие и сильные религиозные чувства. Все, связанное с повседневным исповеданием веры: домашние иконы, лампады и т.п. вещи – ценилось крайне дорого.

Так, до нас дошла «Охранительная опись имуществу, оставшемуся после умершей крестьянской вдовы Ольги Блиновой», составленная по указанию Поводневского волостного суда 14 января 1909 года. Это один из трех редких актов, где обозначена стоимость надела земли: «Душевой надел, один – 100 рублей». И там же – перечень икон, оставшихся после покойницы: «Казанской Божией Матери, две – 20 рублей. Богородицы Умягчительницы злых сердец. Одна – 12 рублей. Николая Чудотворца. Две – 16 рублей. Таковая же малая, одна – 50 копеек. Спаса Нерукотворного, одна – 1 рубль. Святителя Пантелеимона, одна50 копеек. Вознесения Христова, одна

– 15 рублей. Лик Александра Невского и царицы (видимо, святой княгини – А.К) Ольги, одна – 15 рублей». Последнюю икону Блиновой составители описи распознать не смогли и записали: «Икона трехместная в иконостасе, одна – 8 рублей». Итого 10 икон на общую сумму 73 рубля – почти 3/4 стоимости земли покойной Блиновой. Или почти половина цены недвижимости, оставшейся после упоминавшегося выше С. Рыбкина – у того были «дом, при нем трактир и лавка с двором», в совокупности оцененные в 150 рублей.

Или другой пример – «Опись имущества, оставшегося после умершего крестьянина деревни Торхова Николая Короткова», составленная в июле 1916 года для тяжбы в Сменцевском волостном суде. После покойного остались иконы: «Тихвинской и Казанской Божией Матери, две – 15 рублей. Иконы Скорбященская (Всех скорбящих радость – А.К.) и Николая Чудотворца. Две – 15 рублей. Стеклянных лампад четыре – 4 рубля». Это важное уточнение: речь идет о самых простых лампадах. А не о каких-то произведениях ювелирного искусства, представлявших и художественную, и материальную ценность. И, тем не менее – по рублю за лампаду. Для сравнения: в той же описи находим «деревянную двуспальную кровать», оцененную в 5 рублей, «стол-угольник», оцененный в 2 рубля, и три зеркала в совокупности оцененных в те же 2 рубля.

Есть и еще более красноречивое свидетельство о ценности 4 рублей в тогдашнем Мышкинском уезде. В 1914 году в Ново-Никольском волостном суде началось разбирательство запутанного дела: двое братьев Кузнецовых и жена одного из них подали несколько взаимных исков друг к другу. В частности, Захар Кузнецов требовал от своего брата Федора освободить арендованные тем 2/3 душевого надела земли и уплатить арендную плату за 2 года – 8 рублей, т.е. по 4 рубля за каждый год. Средний размер надела для Мышкинского уезда определялся тогда в 7 десятин. То есть, аренда земли обходилась Ф.Кузнецову примерно по рублю за десятину в год – столько же, сколько стоила одна «стеклянная лампада» для икон.

Но, пожалуй, самые красноречивые цифры находим в упоминавшейся выше «охранительной описи» имущества крестьянки О.Блиновой: «Портрет Государя императора в рамке. Один – 50 копеек. Портрет семейный. Один – 50 копеек». «Образ» правящего монарха – в 30 раз дешевле, чем икона Александра Невского. Равно, как и семейный портрет крестьян Блиновых.

Перечитаем еще раз заметку «Ярославских епархиальных ведомостей» об архипастырском благословлении группе мышкинцев от 7 мая 1912 года. Благословленные ничего не подарили мышкинским священникам. Зато сто рублей на четыре иконы и 400 рублей на украшение «особо чтимого образа Богоматери» им было совсем не жалко.

В 2012 году в читинском научном журнале «Молодой ученый» вышла большая обзорная статья М.В. Фабинского «Православные верующие в России перед Октябрьской революцией». Автор, судя по тексту, сочувствующий РПЦ, с горечью отмечал, что в 1910-е годы «Россия была уже не той высоко духовной христианской страной, как было ранее. Православное царство уже давно перестало быть таковым в действительности», даже «у крестьян все больше и больше секуляризовался быт, постепенно вытеснялись церковные обычаи и традиции». До известной степени можно согласиться с этим суждением: «Святые» предметы (иконы и т.п.) крестьяне 1910-х годов действительно стали активно измерять деньгами. Но – и это важно подчеркнуть – оценивали их при этом очень высоко. Так что тот самый «Бог в душе» у них присутствовал. И кто знает – может быть, именно благодаря этому чувству в 1990-е годы, когда в России, после 70 лет государственного атеизма, началось «возрождение традиционных духовных ценностей» еще оставалось, что возрождать?

А.Е. Коняев, кандидат исторических наук, магистр юриспруденции, г. Ярославль.


МАХАЕВСКАЯ СТРАНИЦА

Слава Богу, до революции в Верхневолжье уже были местные периодические издания! Вот онито и оставили нам разнообразных исторических сведений, пожалуй, не меньше нежели строгие документальные материалы. Более того, газетные сведения очень часто оказывались способными сохранить для нас немало данных о том, что никак (уже по определению!) не могло попасть на страницы строгих официальных данных.

Но даже в тех случаях, когда и серьезная документалистика и вольная журналистика выходили на одни и те же сферы бытия человеческого, то они немало дополняли друг друга и в целом помогали (и помогают!) нам сегодня полней и лучше разглядеть былое. Вот этому посвящена и наша очередная «Махаевская страница».

***

МУЗЫКАЛЬНЫй ВЕЧЕР ГОРОД МЫШКИН. Второй раз в течение настоящего учебного года мышкинцы имели удовольствие слушать ученический хор городского училища, организованный А.И. Милославским. 16 февраля (1910 года) на музыкально-вокальном вечере была исполнена опера (кантата) «Часы», в которой маленькие артисты, несмотря на непривычную обстановку (зал земства) и присутствие многочисленной публики, блестяще справились со своей задачей.

Эффектны были костюмы «часов», особенно полудня, утра, ночи и вечера. Хорош был заключительный танец, напоминающий музыкальным мотивом места второго акта оперы «Кармен» и хор часов – «один за другим». По устройству этого вечера много труда кроме А.И.Милославского было положено распорядительницей В.Н.Томановской и аккомпаниатором А.В.Титовым, которых публика горячо вызывала.

НОВОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯйСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО МЫШКИНСКИй УЕЗД. 8 марта (1910) в уезде открылось Абатуровское сельскохозяйственное общество. Цель общества способствовать крестьянам в правильной постановке сельхозпредприятий путем снабжения их нужными в хозяйстве предметами и сельхозорудиями, семенами и тому подобным.

Новое сельскохозяйственное общество предполагает устроить сельхозсклад и зерноочистительный пункт. Совет общества просит губернскую земскую управу выслать ему бесплатно несколько сельскохозхозяйственных машин и орудий.

КОНЦЕРТ

СЕЛО НЕКОУЗ. 21 февраля в селе Некоуз имеет быть концерт под управлением учителя НиколоЗамошской церковно-приходской школы г.Семеновского. Программа концерта состоит из двух отделений: духовного и светского. Участвуют в концерте местные любители пения: священники, дьяконы, учителя и учительницы и другие лица. Между прочим участвует бывший солист архиерейского хора, священник села

Дмитриевского о.Анатолий Назимов. Чистый сбор с концерта поступит в пользу приходской библиотеки села Некоуз. Хочется верить, что местное общество очень сочувственно отнесется к концерту и не оставит

его без внимания.

Посторонний.

ПОНОВИЛАСЬ ИКОНА СМЕНЦЕВСКАЯ ВОЛОСТЬ МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. В середине прошлого лета по нашим темным деревням разнесся слух, что в деревне Коркино у жившей там одинокой пожилой крестьянской девицы поновилась икона Божией матери, находившаяся между прочими иконами в переднем углу на божнице. Поновление выразилось в том, что лик Богородицы будто бы постепенно делался светлее, а затем и совсем просветлел. Очевидцы к этому слуху прибавляли, что от лика иконы шло сияние, так что становилось больно смотреть.

Эти слухи произвели движение па ломников и просто любопытных к домику той девицы. Местная администрация и духовенство усмотрели в этом опасность и большие соблазны религии, взяли икону в церковь местного прихода села Сменцева, где икона находится и до сих пор, привлекая в церковь молящихся.

Теперь говорят, что у этой же девицы в Коркине начинается поновление другой иконы, Николая Чудотворца. Народ в недоумении. Не мешало бы, кому следует, сделать надлежащее к этому разъяснение. Ведь давно прошла пора подобных чудес.

ПЛАТА ЗА ТРЕБЫ

СЕЛО ПОКРОВСКОЕ НА СИТИ. Местный священник о.Н.Л-ий положил на требы такую плату и взимает ее с прихожан такие сборы: за венчание 12 рублей (деньги вперед), решето ржи или овса, новина и бутылка водки. За крестины 70 копеек. В «Петровки» два решета овса, плошка сметаны и горсть шерсти, на святки два решета овса, каравай хлеба, плошка сметаны и так далее. В Пасху пяток яиц и так далее. Прихожан невносящих ему этого сбора, батюшка записывает и взыскивает с них при первой необходимой требе.

БЫК В ГОСТЯХ РЫБИНСК. Быки начинают ходить в гости в ярославским обывателям. 16 июня 1910 года в квартиру господина Старова, проживающего во втором этаже дома Богородских, пользуясь всюду отворенными настежь дверями, зашел большой черный бык. Его гнал мясник по улице мимо этого дома. А бык через открытые ворота вбежал во двор, а отсюда через расворенные двери поднялся по черному ходу.

При появлении этого неожиданного гостя семья Старова поспешила спрятаться. Бык кое-что переломал из мебели и тем же ходом направился обратно, но упал с лестницы вниз, где и был взят вожатым мясника Кропина с городовым.

ДОБРОВОЛЬЦЫ

СЕЛО НЕКОУЗ. Из Новинской учительской семинарии пятнадцать воспитанников отправляются добровольцами на войну.

НЕСОЧУВСТВИЕ НИКОЛО-КОРМСКАЯ ВОЛОСТЬ

РЫБИНСКОГО УЕЗДА. Нельзя не удивиться несочувствию нашей деревенской молодежи текущим событиям. В то время как на защиту родины пошли их отцы и братья проливать кровь, здешняя молодежь, девицы ретиво устраивают беседные гуляния. В праздник Успенья местный священник с церковного амвона просил прихожан воздержаться от беседных гуляний, а сельские девицы после всенощной устроили беседы, матери девиц остались довольны тем, что их доченьки отплясывают бесконечную кадриль. Гулянья происходят и в других селениях нашей местности.

А вот совсем другое можно наблюдать в соседнем Мышкиснком уезде, где крестьяне со времени объявления мобилизации совершенно прекратили беседные гуляния и собрания. Пример весьма хороший! Стыдно становится, когда там, далеко от нас, льется кровь наших братий, а у нас устраиваются беседы, разводятся всевозможные танцы и тому подобное.

МАЛО СРЕДСТВ

ГОРОД МЫШКИН. Ограниченность в средствах вынудила общественное управление ассигновать на оборудование пяти кроватей для раненых и больных воинов триста рублей из запасных общественных сумм. Это ассигнование утверждено губернатором.

ОТРЕЗВЕЛИ

СЕЛО ЕРЕМЕйЦЕВО РЫБИНСКОГО УЕЗДА. 26 мая 1914 года крестьянами нашего села был составлен приговор о закрытии существовавшей в селе казенной винной лавки. В настоящее время получено известие, что казенная винная лавка в селе Еремецеве закрывается навсегда. Сельчане весьма довольны таким благоприятным исходом ходатайства, а особенно благодарны женщины и действительно, из-за винной торговли в селе происходили всевозможные скандалы, и драки в окрестности процветали самым наилучшим образом.

За последнее время благодаря отсутствию водки мужички нашего села и деревень сделались совершенно неузнаваемы во всех отношениях; трезвое рассуждение во всем и нет семейных раздоров. Еремейцевское общество пожертвовало в пользу семей запасных и ратников ополчения взятых на войну, пятьдесят рублей; другие же общества на это дело пожертвовали так: Охотинское – 102 рубля и Сидоровское – по 25 копеек на человека в месяц в продолжении всей войны.

С ЧУВСТВОМ БЛАГОДАРНОСТИ СЕЛО НЕКОУЗ. Обыватели села Некоуз создали женский комитет общественной помощи беднейшим семьям взятых на войну запасных и ополченцев. И создали его так быстро, так энергично и так горячо принялись за дело, что вызывают со стороны невольное чувство удивления, благодарности и всяких пожеланий дальнейшего продолжения такому прекрасному достойному всякого уважения почину.

Если останавливает на сегодня внимание удивительная энергия учредительницы и председательницы комитета известной акушеркифельдшерицы В.А. Любимовой, то не менее достойны удивления единодушие и отзывчивость местных обывателей, представительниц купеческого сословия и постоянных обывательниц села Некоуз.

Все беднейшие семьи волости переписаны членами комитета. Имеющих насущную нужду в немедленной помощи оказалось более сорока семейств. Каждой семье комитетом выдается продовольствие на месяц в зависимости от числа членов семьи. Выдаются: крупа, мука, чай, сахар и прочее. Одна женщина, имеющая восемь детей, повезла из комитета продовольствия более чем на пятнадцать рублей.

ОБЫЧАй МЫШКИНСКИй УЕЗД. В нашем уезде сохранился обычай ходить в Вознесеньев день в ржаное поле с березкой и яичницей. Церемония происходит после службы, причем березка заранее увешивается всевозможными ленточками, бантиками и бумажками, втыкается в землю во ржи и оставляется на полосе навсегда.

В иной большой деревне после этого все поле бывает украшено такими березками. Характерно, что деревенская молодежь уже не особенно стремится исполнять старый обычай. Идут в поле, тащат украшенную березку и яичницу старики, но и тех в последние годы стало ходить меньше. Дети же их уже не находят в этом ничего интересного. На вопрос, для чего же вы ходите с березкой и яичницей в поле, слышишь ответ: «А как же! Ведь Вознесеньев день!». В этом все объяснение и заключается.

К.

ОТРАВЛЕННАЯ ВОДА ДЕРЕВНЯ ТОРХОВО МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. На берегу Волги близ железнодорожного моста стоят костеобжигательный, клееваренный и мыловаренный заводы, принадлежащие обществу «Волга». Ежегодно сюда привозят массу костей, которые иногда хранят под открытым небом. А дым из заводских труб до того противен, что у непривычного человека начинается кружиться голова и появляется рвота.

И химический завод вот уже несколько лет спускает через ручей в Волгу всякие отбросы, загрязняя реку.

Местная печать не однажды указывала на это явление, но очевидно, никто не обращается на это внимания. Необходимо взять пробы этой воды и произвести ее химическое исследование.

Злополучный ручей протекает с северной стороны фабрики, которая к селу Сменцеву. Вопрос этот там теперь подняли, потому что недавно подобный случай разбирался судом по делу фабрики Морозовой в Твери, где владельцев обязали принять предупредительные меры, дабы не загрязнять Волгу.

(Из газет «Голос» и «Рыбинский листок») Публикация Г.И. Махаева



Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» -В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 131, февраль 2021 г.
Мышкинский народный музей,
2005-2021
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru