Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
Выпуск 17
апрель 2011
Следующий
номер

МУЗЕЙНЫЕ НОВОСТИ

Академия краеведения

провела своё очередное заседание. Оно было посвящено теме заселения Мышкинского Верхневолжья и возникновению исконных местных названий. Вторая часть заседания содержала презентацию нашей новой книги «Дворяне Скрипицыны».


Межрегиональная конференция,

посвящённая проблемам существования Рыбинского моря и развитию прилегающих территорий, состоялась в популярном спортивном комплексе «Дёмино». Посланцы трёх областей - Ярославской, Тверской и Вологодской - предложили на конференцию почти два десятка докладов. Наша делегация сотрудников Народного музея выступила с докладом о неиспользованном потенциале западной части Приморья в туристическом и рекреационном деле.


Из Борка

пришло приглашение принять участие в конференции «Солнцевских чтений». Предложение принято, наш музей посылает в Борок двух докладчиков, темой их выступления будут вопросы судьбы культурного наследия малых городов России.


В Кострому

ездила наша делегация на фестиваль брендов. В этом фестивале мы участвуем уже не впервые, в прошлом году наша делегация там выступила очень успешно. Нынче мы посылали в Кострому состав не менее сильный и опытный.


Здание речной конторы,

давно закрывшейся и уже ставшей местной историей, долгое время пустовало. А сейчас мы разобрали его и перевезли на территорию музея. Его основную часть используем для устройства гончарной мастерской, а пристройка пригодится нашей «Купеческой усадьбе» для воссоздания водяной мельницы.


Для уборки

старых громадных ив, опасно повреждённых ураганом, пришлось нанимать кран-люльку, специалистов по высотным работам, и это дело было успешно выполнено за два приёма. Сегодня опасные деревья убраны, и на территории наведён порядок.




НОВОСТИ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

Общественное собрание

провело своё очередное заседание. На повестке дня были интересные вопросы: правительственная конференция в Брянске с участием всех регионов ЦФО; встреча Губернатора нашей области С. А. Вахрукова с Ю. А. Башметом; создание межрайонной службы полиции; строительство в Мышкине зоны отдыха и строительство в Крюковской молочного комплекса. С сообщениями по этим вопросам выступили Глава района А. Г. Курицин, руководитель фирмы «Ринатус» В. В. Олексенко и начальник РОВД А. С. Кузнецов. Обсуждение вопросов было живым и заинтересованным.


Глава района

А. Г. Курицин принял решение об упорядочении торговли рыбой. Оно предусматривает уход от лотковой продажи и устройство специальных торговых павильонов. Один из них будет оборудован на территории кафе «Маяк» возле пристани, а место для другого предполагается на улице Никольской напротив «Дома ремёсел».


Детский сад

номер один освободил свои старые помещения и освободил строителям территорию для начала строительства нового здания. Ожидается выдвижение претендентов на взятие подряда и проведение аукциона.


Первые магазины

открылись в новых торговых рядах на улице Угличской - один торгует одеждой и обувью, а другой предлагает покупателям живые цветы. А на рынке в здании «Мышкин базар» бойко работает магазин, главный товар в котором - украшения из ценных металлов и бижутерия.


Православное агентство

«Русская летопись» в своей кинематографической работе обратилось к теме деятельности районной администрации, в частности, Главы района. Первые съёмки состоялись.




МИР СТАРИННЫХ СЛОВ

Уважаемый читатель, мы уже начали наше путешествие по миру старинных слов и сегодня его продолжаем. Постранствуем вместе!



БЕМСКОЕ СТЕКЛО - его использовали в XIX веке для рам нашего Успенского собора. Что это такое? А это особо высокосортное листовое стекло, шлифованное на глиняных плитах, отличавшееся идеально ровной поверхностью и прозрачностью. Даже сквозь три бемских листа бумага виделась идеально белой.

*  *  *

БАРХАТНЫЕ ОБОИ - о них часто упоминается в старинных мышкинских бумагах. Это обои бумажные с подпиской измельчённой окрашенной шерсти на свежую краску. Получилась хорошая имитация бархата.

*  *  *

БЕРЖЕРКА - о ней нередко упоминается в документах наследования или дележа имущества. Что это такое? А это глубокое мягкое кресло на низеньких ножках!

*  *  *

БЕРВА - насыпь, улучшающая берег возле самой воды.

*  *  *

БОБИК, или БОБОЧКА - это отнюдь не рубашка! Это небольшой столик, чья крышка по форме живо напоминает боб.

*  *  *

БОГЕМСКАЯ ЗЕМЛЯ - не подумайте, что это нынешняя Чехия, это краска такая была зелёная, минеральная. А вообще, названий и оттенков красок имелось множество.

*  *  *

БОНЫ - это слово часто упоминалось при рассказе об устье Юхоти. Что оно означало? Это плавучее заграждение из сцепленных меж собой брёвен, образовывающих ЗАПАНЬ, где скапливался лес, сплавляемый с верховьев реки.

*  *  *

БОНДАРНЯ - мастерская по изготовлению шаек, бочек, ушатов, лоханей и прочих крупных деревянных ёмкостей.

*  *  *

БОРОВ - отнюдь не только свиная особа мужского рода! Это ещё и горизонтальный или наклонный кирпичный дымоход.

*  *  *

БРЕЗЕНДУК - до появления линолеума заменял его, это окрашенная парусина для застилания полов.

*  *  *

БРУСКОВОЕ ЖЕЛЕЗО - его немало понадобилось для строительства наших соборов. Какое оно? Продолговатое, квадратного сечения.

*  *  *

ВАЖНЯ - это красивое, квадратное, высокое сооружение, увенчанное шпилем, ещё на нашей памяти стояло на Успенской площади. Внутри оно хранило громадные городские весы, на которых взвешивались целые возы с сеном и иным товаром.

*  *  *

ВЕРЕТЕНО - отнюдь не только приспособление для прядения, ещё и главный вал ветряной мельницы, а так же стержень паникадила. А так же… длина отрезка пашни меж поворотами плуга.

*  *  *

ВИВИАНИТ - часто упоминается в подрядных договорах мышкинских купцов со строителями и ремонтниками. Это чёрная краска с синеватым отливом, шла для малярных работ.

*  *  *

ВИНТЕР-КВАРТИРЫ - не что иное, как зимние квартиры для полков, стоявших в нашем городе на постоях.

*  *  *

ВИЦА - размочаленный прут, успешно заменявший верёвку.

*  *  *

ВЫРУЧКА - очень часто применяемое слово, а означало оно прилавок в магазине с ящиком для денег или сундуком для их хранения.

*  *  *

ВЯЗНАЯ ДВЕРЬ - дверь с филёнками, новомодная, красивая.




И...мы ещё вернёмся к этой теме!




МИР КРАЕВЕДЕНИЯ

Замечательные земляки
Мудрый просветитель

Благотворительность всегда была свойственна купцам старой России. Заработав достаточно денег, они добрыми делами старались оставить по себе хорошую память. Строили храмы, больницы. Таким купцом был и Александр Петрович Березин. Уроженец Ярославской губернии, прожив почти всю свою жизнь в Санкт-Петербурге, он никогда не зыбавал своей малой Родины. В Мышкине он построил Никольский собор, а недалеко от города в Круглицах (Охотине) - церковь Вознесения Господня. И этот небольшой рассказ о нём посвящён его деятельности на ниве просвещения, где он принимал активное участие в деле создания первых народных школ в России. Образование юношества, начатое Петром I, с течением времени не только не угасло, но начинало активно развиваться.

Во второй половине XVIII века были предприняты первые шаги в деле создания государственной школы для основной массы городского населения. В 1777 году просветителем и издателем Новиковым были основаны в столице две начальные школы для детей обоего пола - Екатерининская и Александровская, но эти школы не получили большого развития.

Более успешными стали действия приказа Общественного Призрения, где сама Екатерина II высоким своим примером взывала жителей города к подражанию. В «Санкт-Петербургских Ведомостях» № 25 от 26 марта 1781 года был опубликован её Указ, в котором говорилось: «Дабы в каждой части города учреждены были градские школы, и на первый случай Её Величество учреждает в I-й части таковую школу на иждивении своего кабинета. Её Императорское Величество, несомненно, надеется, что жители здешние не отрекутся содействовать по мере сил своих общественной пользе заведением таковых же школ и в других частях города»

И первым на этот призыв откликнулся А. П. Березин. 22 августа 1781 года в построенном им двухэтажном каменном доме при храме Вознесения Господня на Екатерининском канале, в создании которого он принимал активное участие, жертвуя на это немалые суммы, Березин открывает школу, снабдив её всем самым необходимым. И дарит этот дом для созданной им школы навсегда.

В первый год её занятий в школе, открытой Березиным, занимались девяносто детей, из них двенадцать девочек, остальные мальчики. Школа не была разделена на классы, все дети учились вместе. Их обучали чтению, письму, Закону Божьему, арифметике, рисованию. Письму обучали священники церкви Вознесения Господня, арифметике - сержанты, штык-юнкеры Измайловского полка, который находился неподалёку.

Дети были разных сословий: купцов, мещан, офицеров, солдат, придворных, городских служителей. Через пять лет в 1786 году в задании школы, подаренном Березиным, обучалось уже 242 ученика. И школа процветала благодаря помощи своего основателя, который вплоть до своей кончины (8 ноября 1799 г.) не забывал школу, снабжая её всеми пособиями и ремонтируя за свой счёт.

Таким образом, человек этот, который сам-то грамоту освоил только к восемнадцати годам, на собственном примере понимал, как важно учить детей с раннего возраста. И поэтому всеми силами старался помогать в этом благородном деле просвещения русского народа.


Г. Махаев


Великие творцы
Новые сведения

Мышкинцы знают, что одним из лучших культурных достояний нашего города являются монументальные росписи Успенского собора, выполненные академиком живописи, замечательным крепостным художником Т. А. Медведевым. Личность и произведения Медведева долгое время были несправедливо обойдены вниманием искусствоведов и только в послесоветские годы началось их изучение.

Известно, что художник творил, украшая храмы Санкт-Петербурга, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Мышкина, Шуи и других русских городов. Что его творческое наследие было громадным и прекрасным, но за советские годы очень многое было утрачено или просто забыто. К счастью, до сих дней ещё бывают счастливые находки как самой живописи, так и сведений о ней.

В прошлом году в Ярославле при устранении поздних железобетонных перекрытий собора Казанского монастыря нежданно была обретена вся, потаённо сохранившаяся медведевская роспись верхней части храма. В полуразрушенной церкви села Старый Некоуз ещё живы остатки росписи, принадлежавшей артели Медведева. И появилось немало новых теоретических сведений. Особенно успешны в их поиске ростовчане и угличане. А центром такой работы стал ивановский город Тейково, родина художника. Тейковчане проводят ежегодные конференции по этой теме и издают краеведческий альманах, несущий немало сообщений о творчестве Медведева. Нынче там опубликованы выступления кандидатов исторических наук А. Г. Мельника (Ростов) и Т. А. Третьяковой (Углич). Оба автора хорошо знакомы мышкинцам как постоянные участники наших Опочининских чтений.

А. Г. Мельник нашёл документы о том, что в 1824-25 годах Медведев в их городе исполнил роспись стен и сводов храма Всех Святых, а в 1826 году он же исполнил все иконы для нового иконостаса того же храма. Второй важной находкой учёного стали два медведевских контракта на выполнение работ в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. 1 марта 1833 года Тимофей Алексеевич взялся за выполнение икон для иконостаса храма святого Иакова, а уже пятого марта того же года он подписал и договор о росписи стен и сводов этой же церкви.

Медведев взялся сделать всю стенопись в технике фрески с использованием золота, а все иконы написать маслом. Оба контракта указывали, что перечисленные работы он должен был исполнить за год, закончив их в апреле 1834 года. Срок небольшой, но в распоряжении известного живописца была артель художников в 24 человека, и это гарантировало его успех.

А. Г. Мельник отмечает, что Медведев работал и во многих других местах, а в частности в Ярославле, в «Архиерейском доме», и являлся неоспоримым авторитетом в иконописании и храмовой росписи. Прославленному мэтру многие подражали, у него учились, его произведения брали за образец многие другие живописцы. Писать по его образцам - это особо строго оговаривалось в контрактах, например, таких художников, как ростовчанин Н. Д. Гладков, угличанин Д. Г. Буренин, ярославец П. А. Ушаков, сын мастера М. Т. Медведев и других.

А большое и детальное сообщение Т. А. Третьяковой посвящено росписям угличского кремлёвского Спасо-Преображенского собора и угличской церкви Царевича Дмитрия «на поле», тоже исполненным Медведевым. В соборе его кисти принадлежит стенная живопись, а в церкви «на поле» им написаны иконы её иконостаса. Татьяна Анатольевна уделяет особое внимание строительным договорам Медведева как богатому историческому источнику.

В нашем Успенском соборе сохранился громадный комплекс медведевских росписей, может быть, самый масштабный изо всего, что дошло до нас. Его художественных особенностей в своих книгах касается мышкинец О. Б. Карсаков. Но в целом «Мышкинская глава» трудов Медведева, как и вся его жизнь, ещё ждут своего автора.


В. Григорьев


Воспоминания
Карповские «катали»

Уважаемая редакция «Мышгорода»! Хорошо, что вы собираете каждую крупинку сведений о мышкинском прошлом, ведь так много уже забыто! Вот меня старые школьные друзья попросили кое-что вспомнить о прошлом моей деревни Карпово, а сведений у меня оказалось совсем немного, но я их вам, конечно, посылаю!

…Я самая младшая из рода Кирсановых-Воробьёвых, проживавших когда-то в Карпове. Родители мои - потомственные КАТАТЕЛИ, занесённые судьбой в эти места. Родилась я в соседнем Кустове. Обе деревни входили в один колхоз. Так вот, до войны и во время войны мой отец Кирсанов Павел Михайлович летом работал бригадиром в кустовской бригаде колхоза, а зиму валенки катал. Там была «катальня», которую организовал мой дед Кирсанов Михаил Антонович, потом там работал и мой отец. А подчинялись они мышкинской сапоговаляльной артели «Третья пятилетка».

Её начальником в Мышкине был Баскаков Григорий Михайлович. Отец обычно ходил в контору колхоза звонить в Мышкин по телефону, а меня брал с собой. Отец долго-долго крутил ручку старого телефона, а потом кричал в трубку: «Алло! Алло! Третья пятилетка! Третья пятилетка!..» И докладывал начальству о здешних делах.

Самого Баскакова я помню, он бывал у нас дома. А мастерская проработала то ли до сорок пятого, то ли до сорок шестого года. Папа сильно заболел, и в сорок восьмом его не стало. Осталась память об его хорошей работе, сапоги его выделки были высочайшего качества. Однажды в автобусе, идущем в Мышкин, я встретила Волкову /Балясину/ из Калинкина, и она мне сказала: «Нина, а ведь твоего-то папы валеночки у меня и до сих пор живы!» И это мне было в такую радость…

Я заношу теперь свои воспоминания в толстую тетрадь и уже исписала больше сорока страниц, а ведь не все же ещё записано! Летом прошлого года ездила на мамину родину в Тверскую область, а потом пришла ко мне и книжечка о тех местах. И я так разволновалась от её сведений о прошлом... И вот как напишу всё, что помню о нашем прошлом, то привезу свою тетрадь в Мышкин и покажу её землякам. Если прочитают - то и хорошо, а нет - так есть у меня три внучки и два правнука, и одна из них уже интересуется своей родословной! Действительно, «вначале было слово»! И вот пишу, думаю о прожитом и ощущаю себя счастливым человеком. Не потому, что у меня не было бед, а потому, что, когда у меня случились в ней самые трудные времена, то всегда рядом оказывались добрые люди, они помогали мне обрести душевное равновесие. Так и живу!


Н. Ревуненкова, д. Игнатово, река Сить



Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» - В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 17, апрель 2011
Следующий
номер
© Мышкинский народный музей,
2005-2013
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru